• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория и история менеджмента

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и история менеджмента» призван сформировать у студентов системное представление об историческом развитии теории управления, природе организаций, получить представление о ключевых функциях менеджмента и принципах управления организациями, сформировать навыки самостоятельного анализа организационно-управленческих ситуаций. Изучение дисциплины включает в себя: • Анализ исторического развития теории управления; • Рассмотрение основных подходов к управлению организациями; • Понимание того, как устроена компания, ключевых этапов ее развития, управленческих ролей в каждом периоде; • Рассмотрение основных функций управления; • Сбор и анализ управленческой информации для принятия оптимальных решений; • Индивидуальные и коллективные технологии выработки управленческих решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение отечественных и зарубежных систем менеджмента и особенностей их эффективного применения в современной практике
  • Подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности как исполнителей или руководителей младшего уровня, либо к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
  • формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств, а также формирование у студентов управленческого мышления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Донаучный период развития управленческой мысли
    Тема 1. Управленческие революции: Управленческая мысль в древних цивилизациях Религиозно – коммерческая управленческая революция. Древний Шумер и древний Египет. Светско – административная управленческая революция. Свод законов Хаммурапи. Производственно-строительная управленческая революция. Деятельность Навуходоносора II. Римская империя и развитие управления. Вклад Сократа. Вклад Аристотеля. Управленческая мысль эпохи возрождения и надвигающейся индустриализации Менеджмент в эпоху Возрождения. Четвертая управленческая революция. Отделение управления от собственности. Принципы управления Н. Макиавелли. Перемещение центра менеджмента в Англию. А.Смит о сущности управленческого труда. Утопия Оуэна, его вклад в развитие менеджмента. Зарождение теории менеджмента в США. Бюрократическая управленческая революция.
  • Теоретико – методологические основы теории менеджмента
    Тема Содержание деятельности менеджера Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Уровни менеджмента в организации: низовой, средний, высший. Базовые компетенции менеджера. Тема Организация как объект управления Понятие организации. Модель 7-S (Т. Питерс, Р. Уотерман, Дж. Филипс). Модель шести ячеек М. Вайсборда. Управление социально-экономическими системами. Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Взаимоотношения организация – внешняя среда: неопределенность среды, адаптация к условиям среды. Внутренняя организационная среда: цели и задачи, структура, технология, люди. Жизненный цикл организации по И. Адизесу. Болезни роста по Филоновичу. Этапы жизненного пути Л.Э. Грейнера.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах 1-2 модуль
  • неблокирующий Домашнее задание
    Студенты загружают готовую работу в ЛМС в разделе Проекты в установленные преподавателем сроки
  • неблокирующий самостоятельная работа 1-2 модуль
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен (2 модуль)
    Экзамен проводится в системе ЛМС.
  • неблокирующий Экзамен (4 модуль)
    Экзамен после 4 модуля включает 20 тестовых вопросов и 2 мини-кейса. Экзамен проводится очно, в аудитории.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.2 * Работа на семинарах 1-2 модуль + 0.2 * самостоятельная работа 1-2 модуль + 0.3 * Экзамен (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Коргова М. А., Салогуб А. М. - МЕНЕДЖМЕНТ. ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 166с. - ISBN: 978-5-534-11323-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-istoriya-menedzhmenta-444929
  • Менеджмент : учебник : пер. с англ., Дафт Р.Л., 2013
  • Общий менеджмент: концепции и комментарии : учебник, Дятлов А.Н., Плотников М.В., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Менеджмент. Маркетинг. Лидерство. Лучшее за 2015 год: Справочное пособие - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 212 с.: 60x90 1/16. - (Harvard Business Review 10 лучших статей) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6187-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002609
  • Управление бизнесом. Серия Harvard Business Review. Альпина Паблишер. URL: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/8923