Бакалавриат
2020/2021
Теория и история менеджмента
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Кто читает:
Департамент менеджмента
Где читается:
Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Теория и история менеджмента» призван сформировать у студентов системное представление об историческом развитии теории управления, природе организаций, получить представление о ключевых функциях менеджмента и принципах управления организациями, сформировать навыки самостоятельного анализа организационно-управленческих ситуаций. Изучение дисциплины включает в себя: • Анализ исторического развития теории управления; • Рассмотрение основных подходов к управлению организациями; • Понимание того, как устроена компания, ключевых этапов ее развития, управленческих ролей в каждом периоде; • Рассмотрение основных функций управления; • Сбор и анализ управленческой информации для принятия оптимальных решений; • Индивидуальные и коллективные технологии выработки управленческих решений.
Цель освоения дисциплины
- Изучение отечественных и зарубежных систем менеджмента и особенностей их эффективного применения в современной практике
- Подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности как исполнителей или руководителей младшего уровня, либо к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
- формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств, а также формирование у студентов управленческого мышления
Содержание учебной дисциплины
- Донаучный период развития управленческой мыслиТема 1. Управленческие революции: Управленческая мысль в древних цивилизациях Религиозно – коммерческая управленческая революция. Древний Шумер и древний Египет. Светско – административная управленческая революция. Свод законов Хаммурапи. Производственно-строительная управленческая революция. Деятельность Навуходоносора II. Римская империя и развитие управления. Вклад Сократа. Вклад Аристотеля. Управленческая мысль эпохи возрождения и надвигающейся индустриализации Менеджмент в эпоху Возрождения. Четвертая управленческая революция. Отделение управления от собственности. Принципы управления Н. Макиавелли. Перемещение центра менеджмента в Англию. А.Смит о сущности управленческого труда. Утопия Оуэна, его вклад в развитие менеджмента. Зарождение теории менеджмента в США. Бюрократическая управленческая революция.
- Теоретико – методологические основы теории менеджментаТема Содержание деятельности менеджера Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Уровни менеджмента в организации: низовой, средний, высший. Базовые компетенции менеджера. Тема Организация как объект управления Понятие организации. Модель 7-S (Т. Питерс, Р. Уотерман, Дж. Филипс). Модель шести ячеек М. Вайсборда. Управление социально-экономическими системами. Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Взаимоотношения организация – внешняя среда: неопределенность среды, адаптация к условиям среды. Внутренняя организационная среда: цели и задачи, структура, технология, люди. Жизненный цикл организации по И. Адизесу. Болезни роста по Филоновичу. Этапы жизненного пути Л.Э. Грейнера.
Элементы контроля
- Работа на семинарах 1-2 модуль
- Домашнее заданиеСтуденты загружают готовую работу в ЛМС в разделе Проекты в установленные преподавателем сроки
- самостоятельная работа 1-2 модуль
- Экзамен (2 модуль)Экзамен проводится в системе ЛМС.
- Экзамен (4 модуль)Экзамен после 4 модуля включает 20 тестовых вопросов и 2 мини-кейса. Экзамен проводится очно, в аудитории.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Домашнее задание + 0.2 * Работа на семинарах 1-2 модуль + 0.2 * самостоятельная работа 1-2 модуль + 0.3 * Экзамен (2 модуль)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Коргова М. А., Салогуб А. М. - МЕНЕДЖМЕНТ. ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 166с. - ISBN: 978-5-534-11323-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-istoriya-menedzhmenta-444929
- Менеджмент : учебник : пер. с англ., Дафт Р.Л., 2013
- Общий менеджмент: концепции и комментарии : учебник, Дятлов А.Н., Плотников М.В., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Менеджмент. Маркетинг. Лидерство. Лучшее за 2015 год: Справочное пособие - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 212 с.: 60x90 1/16. - (Harvard Business Review 10 лучших статей) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6187-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002609
- Управление бизнесом. Серия Harvard Business Review. Альпина Паблишер. URL: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/8923