• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория и история менеджмента

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и история менеджмента» призван сформировать у студентов системное представление об историческом развитии теории управления, природе организаций, получить представление о ключевых функциях менеджмента и принципах управления организациями, сформировать навыки самостоятельного анализа организационно-управленческих ситуаций. Изучение дисциплины включает в себя: • Анализ исторического развития теории управления; • Рассмотрение основных подходов к управлению организациями; • Понимание того, как устроена компания, ключевых этапов ее развития, управленческих ролей в каждом периоде; • Рассмотрение основных функций управления; • Сбор и анализ управленческой информации для принятия оптимальных решений; • Индивидуальные и коллективные технологии выработки управленческих решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение отечественных и зарубежных систем менеджмента и особенностей их эффективного применения в современной практике
  • Подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности как исполнителей или руководителей младшего уровня, либо к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
  • формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств, а также формирование у студентов управленческого мышления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует и распознает базовые принципы и концепции менеджмента
  • Организовывает эффективные формы межличностной коммуникации в целях проведения системного анализа организации, выявления организационных проблем и предложения вариантов их решения, а также презентации результатов как в устной, так и письменной форме профессиональной аудитории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Донаучный период развития управленческой мысли
    Тема 1. Управленческие революции: Управленческая мысль в древних цивилизациях Религиозно – коммерческая управленческая революция. Древний Шумер и древний Египет. Светско – административная управленческая революция. Свод законов Хаммурапи. Производственно-строительная управленческая революция. Деятельность Навуходоносора II. Римская империя и развитие управления. Вклад Сократа. Вклад Аристотеля. Управленческая мысль эпохи возрождения и надвигающейся индустриализации Менеджмент в эпоху Возрождения. Четвертая управленческая революция. Отделение управления от собственности. Принципы управления Н. Макиавелли. Перемещение центра менеджмента в Англию. А.Смит о сущности управленческого труда. Утопия Оуэна, его вклад в развитие менеджмента. Зарождение теории менеджмента в США. Бюрократическая управленческая революция.
  • Феномен организации в управленческих учениях
    Тема 2. Организация (свойство, процесс, социальная система). Проблема определения организации. Основные характеристики организаций. Виды организаций (формальные – неформальные, естественные - искусственные), социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление. Основные подходы к разработке системы управления организацией: системный, процессный, ситуационный и программно-целевой. Доклассические (традиционные) системы управления : Древний Восток, Китай, Индия, Античность, Средние Века, Новое время.
  • Школы управления
    Тема Классическая школа. Предпосылки становления школы. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли. Ф.У. Тэйлор об организации. Объект организации. Организация как процесс. Разделение исполнительского труда. Стандартизация деятельности. Программирование и контроль исполнительской деятельности. Разделение управленческого труда. Функциональная структура. А. Файоль об организации. Организация как процесс, инструмент, система. Сферы и функции управления. Логика формирования организации. Истоки и границы роста иерархии. Разделение управленческого труда. Линейные и функциональные специалисты. Централизация управления. Линейно-штабная структура. Принцип организации формальных коммуникаций. Руководитель (требования и подготовка). Л. Гьюлик, Я. Грайкунас, Дж. Муни, А. Рейли Л. Урвик как представители классической школы. Границы внешнего контроля. Принцип делегирования полномочий. Единство прав и ответственности. Скалярный принцип построения организации. Логика департаментализации. М. Вебер о природе организации. Природа власти. Проблема легитимности. Три типа господства. Харизматическое господство. Традиционное господство. Легальное господство. Модель формальной организации по М. Веберу. Черты и признаки рациональной бюрократии. Логика функционирования. Работа по правилам. Границы властных полномочий. Рационализм. Профессионализм. Формализация и стандартизация деловых отношений. Тема Школа человеческих отношений. Предпосылки становления школы. Персоналии. Условия возникновения. Основные идеи и задачи школы. Критика классической модели организации. М. П. Фоллет. Принцип группы. Проблема власти. Совместная и доминирующая власть. Проблема авторитета в организации. Кумулятивная ответственность. Конфликты. Идея конструктивного конфликта. Пути разрешения конфликтов. Предпосылки становления Э. Мейо как основания школы человеческих отношений (биография, образование, социально-экономические процессы и развитие австралийского общества). Социальная философия Э. Мэйо. Эксперименты в Филадельфии, Хоторнские эксперименты: ход итоги, значение. Гуманистическая модель организации. Организация и ее социальные функции. Неформальная организация. Ф. Ротлисбергер. Критика принципа иерархии. Принципы руководства организацией. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры по Э. Дж. Миллеру. Общие выводы по школе человеческих отношений. Тема Школа социальных систем. Персоналии. Основные черты и задачи школы. Принципы системного подхода. Т. Парсонс о социальной системе, социальном институте, социальных функциях системы. Ролевая концепция социальной организации (Р. Линтон). Ч. Барнард об организации как социальной системе. Социальные функции организации. Типологии организаций. Формальная и неформальная организации. Проблема власти. Функции руководителя. Организация как система принятия решений. Управленческие решения в концепции Г. Саймона. Концепция ограниченной рациональности. Проблема связи в организационной системе. Структура организации. Централизация и децентрализация. Решение конфликта между штабным и линейным персоналом. Ф. Сэлзник о целях организации. Подход к департаментализации. Антирационалистическая модель принятия решений или модель «мусорной корзины» Дж. Марча. Естественная и рациональная модель в концепции организации в работах А. Гоулднера. Два типа рациональности в модели А. Этциони. Принципы статической организации. Принципы динамической организации. Принципы рационализации. Проектирование организационных систем.
  • Теоретико – методологические основы теории менеджмента
    Тема Содержание деятельности менеджера Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Уровни менеджмента в организации: низовой, средний, высший. Базовые компетенции менеджера. Тема Организация как объект управления Понятие организации. Модель 7-S (Т. Питерс, Р. Уотерман, Дж. Филипс). Модель шести ячеек М. Вайсборда. Управление социально-экономическими системами. Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Взаимоотношения организация – внешняя среда: неопределенность среды, адаптация к условиям среды. Внутренняя организационная среда: цели и задачи, структура, технология, люди. Жизненный цикл организации по И. Адизесу. Болезни роста по Филоновичу. Этапы жизненного пути Л.Э. Грейнера.
  • Функции управления
    Тема 11. Планирование как функция управления Планирование в жизни человека. Планирование в организации. Последовательность планирования (по временным периодам, по сферам деятельности, по уровням и объектам управления). Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Оперативные, тактические и стратегические планы. Иерархия целей. Понятие миссии. Подходы к планированию в условиях недостатка информации (соотношение рационального подхода и интуиции). Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления. Цикл PDCA (цикл Э. Деминга). Тема 12. Основы стратегического менеджмента Определение понятия «стратегический менеджмент». Основополагающая стратегия организации: стратегия роста, стратегия стабилизации, стратегия экономии. Корпоративная стратегия, матрица BCG. Стратегия бизнес-единицы: конкурентные силы и стратегии М. Портера. Стратегия функционального уровня. Процесс стратегического менеджмента: от формулирования стратегии к внедрению, SWOT-анализ. Реализация и контроль стратегии. Тема 13. Организация как функция управления Организационная функция менеджмента: Понятие организационной структуры. Построение организационной структуры, распределение властных полномочий. Линейные и вспомогательные властные полномочия. Ответственность. Делегирование. Централизация и децентрализация полномочий. Норма управляемости. Преимущества и недостатки централизации и децентрализации полномочий. Вертикальные и плоские организационные структуры управления. Специализация труда. Традиционные типы организационных структур: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная. Современные типы организационных структур: командный и сетевой подходы к организационной структуре. Достоинства и недостатки организационных структур различных типов. Взаимосвязь функции организации с другими функциями менеджмента. Тема 14. Мотивация как функция управления Понятие мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя. Взгляды современного менеджмента на роль человека в деятельности организации. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Традиционный подход к анализу мотивации. Подход с позиций человеческих отношений. Подход с позиций человеческих ресурсов. Современный подход. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Современные подходы к трудовой мотивации. Мотивационная теория подкрепления. Сложность построения комплексной теории мотивации. Удовлетворенность работой и мотивация. Взаимосвязь функции мотивации с другими функциями менеджмента. Тема 15. Контроль как функция управления Объект организационного контроля. Этапы традиционного процесса контроля. Фокус организационного контроля: упреждающий контроль, сопутствующий контроль, контроль с обратной связью. Самоконтроль и контроль на уровне организации. Анализ результатов контроля. Корректирующее действие. Регулирование. Подходы к контролю качества: традиционный бюрократический контроль, децентрализованный контроль. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Поведенческие причины неприязни менеджеров к функции контроля. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.
  • Связующие процессы в менеджменте
    Тема 16. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации Понятие «коммуникации». Коммуникации между людьми. Коммуникационный процесс в организации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Виды организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные коммуникации в организации: восходящие, нисходящие и горизонтальные. Невербальные коммуникации. Командные коммуникации. Неформальные коммуникации в организациях: управление, основанное на выходах в народ, виноградная лоза. Барьеры при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях. Тема 17. Связующие процессы в менеджменте: принятие решений Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Типы решений: программируемые и непрограммируемые. Уверенность, риск, неуверенность и неопределенность. Модели принятия решений: классическая модель, административная модель. Этапы рационального принятия решений. Методы принятия решений: Количественные методы, Качественные методы. Индивидуальные стили принятия решения. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа). Тема 18. Связующие процессы в менеджменте: лидерство в организации Понятие лидерства. Лидерство и менеджмент. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Способы укрепления личной власти. Возможная избыточность власти и необходимость делегирования. Условия эффективного делегирования. Теории лидерских качеств: Р. Стогдилл, У. Беннис. Концепции лидерского поведения. Авторитарный, Демократический и Либеральный стили руководства. Континуум лидерского поведения по Р. Таннебауму и У. Шмидту. Исследования Мичиганского университета. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Ситуационная модель руководства Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Тест проводится в системе ЛМС
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
    Студенты загружают Эссе в ЛМС в разделе Проекты в установленный преподавателем срок
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в системе ЛМС.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.15 * Работа на семинарах + 0.1 * самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Коргова М. А., Салогуб А. М. - МЕНЕДЖМЕНТ. ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 166с. - ISBN: 978-5-534-11323-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-istoriya-menedzhmenta-444929
  • Менеджмент : учебник : пер. с англ., Дафт Р.Л., 2013
  • Общий менеджмент: концепции и комментарии : учебник, Дятлов А.Н., Плотников М.В., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Менеджмент. Маркетинг. Лидерство. Лучшее за 2015 год: Справочное пособие - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 212 с.: 60x90 1/16. - (Harvard Business Review 10 лучших статей) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6187-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002609
  • Управление бизнесом. Серия Harvard Business Review. Альпина Паблишер. URL: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/8923