• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Когнитивная лингвистика

Статус: Курс по выбору
Направление: 45.06.01. Языкознание и литературоведение
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Романова Татьяна Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Когнитивная лингвистика» относится к вариативной части учебного плана подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре для образовательной программы «Теория языка» направления 45.06.01 «Языкознание и литературоведения». Основная задача курса - знакомство аспирантов с теоретическими основами когнитивной лингвистики, формирование понимания отличия методологии структурного, семантического, функционального и когнитивного анализа, развитие умения пользоваться методами и приёмами описания концептов, структурирования и моделирования знаний разных форматов, развитие навыков обнаружения языковых соответствий, выявления сходства когнитивных механизмов, оперирующих в разных языках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью учебного курса «Когнитивная лингвистика» является освоение методологии когнитивной науки в целом и когнитивной лингвистики в частности, формирование представления об основных когнитивных процессах, связанных с языком, формирование понимания целесообразности использования методов когнитивного анализа в самостоятельном исследовании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен взвешенно и критически оценивать современные научные достижения;
  • ориентируется в выборе наиболее эффективных стратегий научного исследования
  • Понимает значимость междисциплинарности и интегративности в современном научном знании, обладает способностью целостного, холистического видения исследуемого предмета и системного мышления
  • Обладает способностью креативного мышления и разработки методов, значимых для решения исследовательских задач и релевантных изучаемому предмету и стратегии исследований, способностью постановки целей и определения стратегий
  • Владеет способами поиска и хранения научной информации (базы данных, электронные библиотеки и т.п.) Умеет анализировать и использовать информацию в рамках принятых норм научного сообщества (цитирование и др.)
  • Умеет анализировать и использовать информацию в рамках принятых норм научного сообщества (цитирование и др.) Обладает способностью креативного мышления и разработки методов, значимых для решения исследовательских задач и релевантных изучаемому предмету и стратегии исследований, способностью постановки целей и определения стратегий
  • Знает способы поиска и хранения научной информации (базы данных, электронные библиотеки и т.п.) Владеет способами поиска и хранения научной информации (базы данных, электронные библиотеки и т.п.) Умеет анализировать и использовать информацию в рамках принятых норм научного сообщества (цитирование и др.)
  • Владеет способностью профессиональной коммуникации, в том числе и на английском языке Владеет этическими нормами, принятыми в научном сообществе с учётом международного опыта. Обладает знанием принципов и регулятивов академической этики, умеет сопрягать свое личное свободное научное творчество с ответственностью за результат коллектива
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Различные образы языка в лингвистике XX века
    Задачи и цели когнитивной лингвистики. Истоки когнитивной лингвистики: когнитивная психология, когнитивная семантика, когнитивистика, искусственный интеллект. Связь когнитивной лингвистики с лингвистической типологией и этнолингвистикой
  • Язык как объект когнитивных исследований.
    Основные понятия когнитивной лингвистики. Категоризация и концептуализация. Концепт, концептополе и концептосфера. Концептуальная метафора. Концептосфера языка
  • Методология когнитивной лингвистики.
    Разделы когнитивной лингвистики. Когнитивная грамматика. Когнитивная семантика. Когнитивная фонология. Когнитивная поэтика.
  • Теория концептуализации.
    Процессы производства и понимания естественного языка. Категории текущего сознания и активации У. Чейфа. Механизмы языковой концептуалиции. Форматы знания. Теория концептуализации. Пространственные отношения и типы концептуализации движения в языке. Понятие образной схемы Дж. Лакоффа. Типы схем и их языковые соответствия. Категория конфигурационной структуры Л. Талми.
  • Теория категоризации.
    Принципы языковой категоризации. Понятие категории: Аристотель, Э. Рош, Дж. Лакофф. Внутренняя структура и иерархия категорий. Прототипические члены категории. Концепты базового уровня. "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Программа дисциплины « Когнитивная лингвистика» для направления «45.06.01 «Языкознание и литературоведение» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Когнитивно-семантические суперкатегории. Категории, посредством которых естественный язык осуществляет концептуальное структурирование представлений о действительности (Л. Талми, Дж. Лакофф, Р. Лэнекер)
  • Методики концептуального анализа.
    Методики концептуального анализа. Принципы семантико-когнитивного анализа концептов. Словесная модель. Графическая модель. Методы описаний значений концептов. Построение номинативного поля концепта. Экспериментальные методики исследования концептов. \Верификация результатов описания концептов.
  • Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики и основа языковой картины мира
    Когнитивная интерпретация. Выявление когнитивных признаков. Когнитивная интерпретация сем. Когнитивная интерпретация паремий. Когнитивная интерпретация частотности лексем. Моделирование концепта. Описание макроструктуры концепта. Описание категориальной структуры концепта. Описание полевой организации концепта по З.Д. Поповой и И.А. Стернину.
  • История психолингвистики и актуальные вопросы когнитивной лингвистики.
    Общие тенденции развития мировой науки. Этапы развития психолингвистики. Основные направления психолингвистических исследований. Предпосылки когнитивистики в трудах российских психолингвистов
  • Когнитивная теория метафоры.
    Метафорические и метонимические отношения в языке. Базовый список метафор. Определение коррелятов метафор в концептосферах других языков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа в форме теста
  • неблокирующий презентация по теме исследования
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий реферат
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий контрольная работа в форме теста
  • неблокирующий презентация по теме исследования
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий реферат
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.2 * контрольная работа в форме теста + 0.2 * презентация по теме исследования + 0.1 * реферат + 0.2 * самостоятельная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику, курс лекций : учебное пособие, М-во образования и науки РФ ; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; Российская ассоц. лингвистов-когнитологов, 4-е изд., испр. и доп., 235 с., Болдырев, Н. Н., 2014
  • Маслова В.А. - Концептуальные основы современной лингвистики: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 330с. - ISBN: 978-5-9765-3994-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119071

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Норман Б.Ю. - Когнитивный синтаксис русского язык: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 254с. - ISBN: 978-5-9765-1586-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119413