• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория языка

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Бычкова Полина Андреевна, Колчина Ольга Николаевна, Рахман Денис Михайлович, Сафонова Анастасия Александровна, Хоменко Анна Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: – фонетическую и фонологическую систему русского языка, – основные фонетические законы и закономерности, действующие в языке; – основные виды лексического значения; – методы сбора и документации лингвистических данных; уметь: – анализировать звучащую речь, воспроизводить её в фонетической транскрипции; – оценивать и использовать информацию из различных источников для решения научных и практических задач в области фонетики и лексикологии; – использовать понятийный аппарат фонетики и лексикологии в смежных областях гуманитарного знания; владеть: – навыками распознавания и анализа фонетических явлений; – методами компьютерного анализа устной речи; – навыками анализа лексического значения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов основных понятий о языке, его структуре и функциях; ознакомление студентов с основными теориями, концепциями и подходами к изучению языка, а также методами и принципами исследования; развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата лингвистики в сопредельных областях гуманитарного знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • имеет представление о системном характере лексики
  • знает виды лексического значения
  • имеет представление о регулярной и окказиональной многозначности
  • знает синтагматические и парадигматические аспекты значения
  • различает пассивную и активную лексику, неологизмы, архаизмы и историзмы, просторечие и жаргонизмы
  • знает происхождение и типологию фразеологических единиц
  • знает основной круг проблем фонетики и фонологии
  • знает устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков; умеет анализировать звучащую речь
  • имеет представление о фонологии и фонологических школах и направлениях
  • знает типы чередования гласных и согласных в русском языке
  • знает суперсегментные характеристики звучащей речи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Природа языка и принципы его описания.
    История фонетики. Язык и речь. Концепции Ф. де Соссюра и Бодуэна де Куртенэ. Система языка и вариативность реализации. Основные понятия фонетики и фонологии: звук речи, звуковой тип, фонема. История фонетики
  • Основы речепроизводства: физиологическая и акустическая природа звуков.
    Звуковой компонент процесса коммуникации. Звуковые коды. Речепроизводство и перцепция. Устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков. Акустическая структура звуков и методы их исследования. Программа PRAAT
  • Из истории фонологии и фонологических школ и направлений.
    Фонология в России: от Бодуэна до современных фонологических школ. Основы фонологии Н.С. Трубецкого. Якобсон, Фант, Халле: акустические дистинктивные признаки. Фонема в дескриптивной лингвистике
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке
    Типы чередования. Позиционное варьирование звуков речи: правила и процессы.
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке.
    Нейтрализация фонологических оппозиций. Виды ассимиляции. Фонетическая и фонологическая транскрипция. Система IPA.
  • . Суперсегментные единицы.
    Интонация и просодика. Понятие суперсегментного уровня. Интонация, компоненты и функции. Просодия и просодика. Просодическое оформление различных типов дискурса. Речеведение: основные понятия и методы исследования
  • Лексика как система.
    Системный характер лексики. Структура вокабуляра. Критерии системной организации. Тезаурусная обработка и презентация лексического значения.
  • Структура и виды лексического значения.
    Референтное / денотативное значение, сигнификативное, коннотативное значение. Смысл и значение (Фреге).
  • Вариантные отношения в лексике.
    Об асимметрии языкового знака. Моносемия, полисемия, омонимия. Изменение значения слов: расширение ‒ сужение ‒ смещение ‒ перенос. Понятие многозначности (полисемии). Регулярная и окказиональная многозначность. Лексикосемантические варианты. Проблема общего значения
  • Лексические единицы в синтагматике и парадигматике.
    Правила сочетаемостных ограничений. Семантические классы. Лексические поля. Ассоциативно-вербальные сети.
  • Лексика в социально-функциональном аспекте.
    Активная и пассивная лексика. Архаизмы и историзмы. Неологизмы, их разновидности и причины появления. Диалектная лексика. Просторечие. Жаргонизмы.
  • Фразеология.
    Типология фразеологических единиц. Фразеологические обороты с точки зрения происхождения. Стилистическое использование фразеологизмов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий презентации групповых докладов по фонетике
  • неблокирующий тесты по лексикологии
    Ответы на вопросы в разделе "Тесты" (ЛМС)
  • неблокирующий домашние работы по фонетике
  • неблокирующий письменный экзамен по билетам
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Презентации по тематике семинарских занятий по лексикологии
    Выкладываются по каждой теме семинарского занятия в разделе "Проекты" (ЛМС)
  • неблокирующий активная работа на семинарах по фонетике
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях по лексикологии в режиме видеоконференции
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка по разделу «Фонетика» формируется по следующей формуле: О фонетика = письменный экзамен*0,4 + работа на семинарах*0,6 Оценка по разделу «Лексикология» формируется по следующей формуле: О итоговая = 0,2 О КР+ 0,2 О КР+ 0,1 О тест + 0, 2 О активность на семинарах + 0,3 О экзамен (устный по билетам) Итоговая оценка по дисциплине формируется по результатам оценивания по двум разделам по формуле: О итог. = 0,5 О фонетика + 0,5 О лексикология
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Киселева М.С. - Лексика и словообразование - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 293с. - ISBN: 978-5-9765-0927-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84301
  • Лобачева Н. А. - РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 222с. - ISBN: 978-5-534-07708-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-leksikologiya-frazeologiya-leksikografiya-fonetika-orfoepiya-grafika-orfografiya-437644
  • Ольховская А.И. - Полисемия как проблема общей и словарной лексикологии - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 456с. - ISBN: 978-5-9765-2181-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74630
  • Самотик Л.Г. - Лексика современного русского языка: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 510с. - ISBN: 978-5-9765-1393-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100085

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алефиренко Н.Ф., Семененко Н.Н. - Фразеология и паремиология: учеб. пособие для бакалаврского уровня филологического образования - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 344с. - ISBN: 978-5-9765-0839-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109520
  • Грищенко, А. И. Фонетика современного русского литературного языка : учебное пособие / А. И. Грищенко, М. Т. Попова. — Москва : МПГУ, 2018. — 136 с. - ISBN 978-5-4263-0689-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020583
  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014
  • Скоморохова С.В. - Лексикология: фразеология современного русского языка - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 151с. - ISBN: 978-5-9765-2495-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72695