• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Маркетинг

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Макарова Екатерина Алексеевна, Самылина Дарья Александровна, Усов Николай Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс Маркетинг предназначен для студентов 1 курса бакалавриата. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов всех факультетов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Изучение курса должно способствовать формированию маркетингового мышления, необходимого для успешной работы в современном бизнесе. В результате освоения дисциплины студент овладеет инструментами анализа бизнес-среды, обоснования выбора и реализации маркетинговых стратегий; методиками изучения поведения потребителей; навыками анализа конкурентной среды; навыками определения и оценки бизнес-решений. В результате освоения дисциплины студент будет - знать: основные понятия, принципы и концепции современного маркетинга; особенности развития интернет-маркетинга в России; критерии сегментации потребителей товаров индивидуального пользования и производственного назначения; современные теории и концепции поведения потребителей на рынке; современные методы развития и инструменты анализа стратегического маркетинга; принципы и стратегии реализации товарной и ценовой политике компании; современные технологии продаж; принципы организации отдела маркетинга; принципы и методы построения бренда организации; основные принципы развития маркетинга территории; - уметь: анализировать конкурентную среду отрасли, положение предприятия на рынке; использовать современные концепции в исследовании потребительского поведения; разрабатывать маркетинговую стратегию организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; анализировать эффективность использования различных инструментов продвижения продукта; формулировать и решать проблемы, возникающие в маркетинговой деятельности предприятия; использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга; системно анализировать конкретные маркетинговые ситуации; - владеть: навыками самостоятельной аналитической, проектной и исследовательской деятельности, характерные для маркетинговой деятельности; навыками продвижения продукта на рынке; навыками разработки рекламной концепции продукта; навыками анализа поведения потребителей; навыками поиска и оценки новых рыночных возможностей и бизнес-идеи. Изучение курса «Маркетинг» базируется на следующих дисциплинах: Социология, Психология, Теория и история менеджмента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Маркетинг» является формирование у студентов знаний, навыков и компетенций, необходимых для организации деятельности предприятия, направленной на решение задач по организации производства и предложения на рынке товаров и услуг, наилучшим образом отвечающим потребностям клиентов и потенциальных покупателей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: основные понятия, принципы и концепции современного маркетинга; уметь: формулировать и решать проблемы, возникающие в маркетинговой деятельности предприятия;
  • уметь: использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга; владеть: навыками самостоятельной аналитической, проектной и исследовательской деятельности, характерные для маркетинговой деятельности;
  • знать: критерии сегментации потребителей товаров индивидуального пользования и производственного назначения;
  • знать:современные теории и концепции поведения потребителей на рынке; уметь: использовать современные концепции в исследовании потребительского поведения; владеть: навыками анализа поведения потребителей;
  • знать: современные методы развития и инструменты анализа стратегического маркетинга; уметь: анализировать конкурентную среду отрасли, положение предприятия на рынке;
  • знать: современные методы развития и инструменты анализа стратегического маркетинга; уметь: разрабатывать маркетинговую стратегию организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; формулировать и решать проблемы, возникающие в маркетинговой деятельности предприятия; владеть: навыками поиска и оценки новых рыночных возможностей и бизнес-идеи.
  • знать: принципы и стратегии реализации товарной и ценовой политике компании; современные технологии продаж; уметь: формулировать и решать проблемы, возникающие в маркетинговой деятельности предприятия;
  • уметь: анализировать эффективность использования различных инструментов продвижения продукта; владеть: навыками продвижения продукта на рынке; навыками разработки рекламной концепции продукта;
  • знать: особенности развития интернет-маркетинга в России; уметь: анализировать эффективность использования различных инструментов продвижения продукта; владеть: навыками продвижения продукта на рынке;
  • знать: принципы и методы построения бренда организации; уметь: анализировать эффективность использования различных инструментов продвижения продукта;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Маркетинговая концепция развития предприятия: вызовы современности
    Суть и содержание понятия «маркетинг». Основные функции маркетинга. Содержание и цели маркетинговой деятельности, ее основные принципы. Структура современного маркетинга. Изменения в маркетинговой концепции развития предприятия. Новые направления в маркетинговой политике
  • Современные маркетинговые исследования
    Основные цели маркетинговых исследований. Организация маркетингового исследования. Объек¬ты и субъекты маркетинговых исследований. Методы маркетингового исследования. Этапы маркетингового исследования. Виды информации и методы ее сбора. Шкалы измерений. Анализ данных. Подготовка отчета и презентации
  • Сегментирование, таргетирование, позиционирование
    Современная теория потребностей. Сегментация рынка: цель и механизм осуществления. Принципы, цели и задачи рыночной сегментации и позиционирования компании на рынках В2В, В2С, С2С
  • Поведение потребителей на рынках В2В, B2C и С2С
    Особенности деятельности компании на рынке В2В. Классификация потребителей и основные характеристики покупателя. Мотивация потребителя и факторы, влияющие на покупательское поведение. Процесс выбора товара потребителем и принятия решения о покупке
  • Аналитические инструменты маркетинга
    SWOT-анализ. PEST-анализ. Матрица БКГ. Матрица Маккензи. Матрица Ансоффа. Матрица внешних приобретений. Продуктово-рыночная матрица. Анализ 5 сил Портера
  • Маркетинговые стратегии в современной конкурентной среде
    Стратегический процесс. Конкурентоспособность как основа стратегии маркетинга. Виды стратегий: базовые стратегии М. Портера, стратегии роста, конкурентные стратегии. Анализ отрасли, конкурентов, конкурентных преимуществ. Бенчмаркинг. Маркетинговые войны
  • Маркетинг-микс: товарная политика, ценовая политика, современные технологии продаж
    Понятие товара в системе маркетинга. Подходы к классификации товаров и услуг. Классификация това¬ров по назначению, срокам и характеру изготовления и потребле¬ния. Качество и конкурентоспособность товара. Жизненный цикл товара. Маркетинг новой продукции. Структура и виды цен. Ценовая политика. Факторы ценообразования. Спрос как фактор ценообразования. Ценовая эластичность спроса. Цены и потребительское качество. Стратегии фирм, связанные с реализацией нового продукта. Стратегии ценообразования. Методы ценообразования, ориентированные на спрос. Сущность и функции товародвижения и сбыта. Каналы сбыта: виды, выбор, построение и управление. Логистика. Маркетинг закупок. Маркетинг продаж. Типовые варианты построения отделов продаж. Многоуровневой маркетинг. Трейд-маркетинг. Система CRM.
  • Маркетинг-микс: традиционные и новые маркетинговые коммуникации, специфические особенности политики продвижения
    Планирование маркетинговых коммуникаций. Реклама. PR в системе маркетинговых коммуникаций. Личные продажи. Прямой маркетинг. Особенности стимулирования сбыта и перспективы развития рекламы в Интернете
  • Интернет-маркетинг
    Особенности стимулирования сбыта и перспективы развития рекламы в Интернете. Интернет-маркетинг территорий. Инструменты Интернет-маркетинга. Формы монетизации интернет-проектов. Анализ и выбор показателей эффективности разных видов в Интернете
  • Брендинг
    Понятие бренда. Соотношение понятий бренд, торговая марка, товарный знак. Идентичность бренда. Содержание бренда как коммуникационный процесс. Символы потребления. Отношение потребителя и бренда. Бренд на рынках B2C и B2B, значимость бренда для различных типов рынков. Отличия бренда от товарной марки и товарного знака. Понятие «ценности» бренда. Классификация брендов. Жизненный цикл бренда. История развития брендинга. Упаковка как элемент брендинга. Нейминг. Защита интеллектуальной собственности. Эмоциональные и рациональные преимущества бренда. Лояльность бренду. Марочный капитал. Управление брендом в Интернете
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная активность
    Аудиторная активность представляет собой ответы студентов на семинарских занятиях и своевременное выполнение ими заданий. В случае несвоевременного выполнения задания без уважительной причины работу можно сдать в течение 2 недель, оценка снижается на 1 балл.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная письменная работа (120 мин.) представляет собой ответы на тест из 50 вопросов.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашняя письменная работа представляет собой проблемное задание творческого характера. Работа может выполняться индивидуально или в группе не более 3 человек. Результатом является отчет не более 10 тыс. знаков и презентация (10-15 слайдов, 5-7 мин.).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная активность + 0.3 * Домашняя работа + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Божук С. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 304с. - ISBN: 978-5-534-08764-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-434563
  • Домнин В. Н. - БРЕНДИНГ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 411с. - ISBN: 978-5-534-02980-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/brending-450648
  • Кирьянова Л.Г. - МАРКЕТИНГ И БРЕНДИНГ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ. Учебное пособие для магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 264с. - ISBN: 978-5-9916-9266-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketing-i-brending-turistskih-destinaciy-414353
  • Короткова Т. Л. - УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 242с. - ISBN: 978-5-534-08200-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-marketingom-438047
  • Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 15-е изд. / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 848 с. - ISBN 978-5-4461-0422-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/340124/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Под общ. ред. Жильцовой О.Н. - ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 301с. - ISBN: 978-5-534-04238-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/internet-marketing-450115
  • Под ред. Липсица И.В., Ойнер О.К. - МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 379с. - ISBN: 978-5-534-01165-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketing-menedzhment-450381

Рекомендуемая дополнительная литература

  • , Пашкус Н. А. [и др.] - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 225с. - ISBN: 978-5-534-00742-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-marketing-451203
  • (HBR) Коллектив авторов - Стратегический маркетинг - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961443325 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8928
  • Вирин Ф. - Интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2012 - 288с. - ISBN: 978-5-699-54355-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62186
  • Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика : учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 570 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3225-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/425174 (дата обращения: 20.08.2020).
  • Годин А.М. - Брендинг: учебное пособие - Издательство "Дашков и К" - 2016 - 184с. - ISBN: 978-5-394-02629-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/93371
  • Данько Т. П. - УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 521с. - ISBN: 978-5-534-01588-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-marketingom-450105
  • Домнин В.Н. - БРЕНДИНГ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 411с. - ISBN: 978-5-9916-6187-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/brending-387852
  • Заррелла Д. - Интернет-маркетинг по науке. Что, где и когда делать для получения максимального эффекта - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 192с. - ISBN: 978-5-00057-122-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62108
  • Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Учебное пособие / Шарков Ф.И. - М.:Дашков и К, 2018. - 324 с.: ISBN 978-5-394-00792-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/342869
  • Интегрированные маркетинговые коммуникации/Архангельская И.Б., МезинаЛ.Г., Архангельская А.С. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 171 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-369-01485-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/517067
  • Карасев А. П. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-05957-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-433505
  • Кокрум Дж. - Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 382с. - ISBN: 978-5-91657-816-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62174
  • Короткова Т. Л. - УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 242с. - ISBN: 978-5-534-08200-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-marketingom-453234
  • Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика : монография / Т.Е. Никитина, К.А. Смирнова ; науч. ред. К.А. Смирнов. — М. : ИНФРА-М, 2017. – 166 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/750758
  • Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер: Учебное пособие / Котлер Ф., Виноградов А.П., Чех А.А., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 211 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-9614-5717-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/851120
  • Никулина Н.Н. и др. - Инновационные технологии в маркетинге - Русайнс - 2020 - 426с. - ISBN: 978-5-4365-2746-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/936699
  • Ойнер О. К. - УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ МАРКЕТИНГА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 350с. - ISBN: 978-5-534-04642-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-rezultativnostyu-marketinga-449862
  • Поведение потребителей : учеб. пособие / Л.С. Драганчук. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 192 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/949261
  • Поведение потребителей / Дубровин И.А., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 310 с.: ISBN 978-5!394-01475-8
  • Поведение потребителей / Меликян О.М., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 280 с.: ISBN 978-5-394-01043-9
  • Под общ. ред. Карповой С.В., Мхитаряна С.В. - МАРКЕТИНГ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 404с. - ISBN: 978-5-9916-9070-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketing-v-otraslyah-i-sferah-deyatelnosti-433737
  • под общей редакцией С. В. Карповой, Д. В. Тюрина - Управление маркетингом: учебник и практикум для бакалавров - Издательство "Дашков и К" - 2017 - 366с. - ISBN: 978-5-394-02790-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/103724
  • Реброва Н. П. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 186с. - ISBN: 978-5-9916-9092-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-marketing-452438
  • Твердохлебова М.Д. - Интернет-маркетинг. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 190с. - ISBN: 978-5-406-07832-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/934062
  • Теория и практика социокультурного брендинга. Ценностные аспекты создания брендов в социальной сфере/Е.А.Осипова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 156 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-103661-7 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/523512
  • Ткаченко, Н.В. Креативная реклама. Технологии проектирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» / Н.В. Ткаченко, О.Н. Ткаченко ; под ред. Л.М. Дмитриевой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 335 с. — (Серия «Азбука рекламы»). - ISBN 978-5-238-01568-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028594
  • Ф.Котлер - Десять смертных грехов маркетинга - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961423914 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/200
  • Чумиков А.Н. - Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 159с. - ISBN: 978-5-7567-0819-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97267
  • Шарков Ф.И. - Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: учебное пособие - Издательство "Дашков и К" - 2016 - 324с. - ISBN: 978-5-394-00792-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/93300