Магистратура
2021/2022
Ключевые идеи интеллектуальной истории Германии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Germanica: история и современность)
Направление:
41.04.01. Зарубежное регионоведение
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Доброхотов Александр Львович
Прогр. обучения:
Germanica: история и современность
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Курс является введением в историю немецкой (Германия и Австрия) культуры. Он построен как систематическая реконструкция основных культурно-исторических форм немецкоязычного мира в их хронологической эволюции. Предполагается, что культура является открытой символической системой, чье историческое развитие имеет закономерности, но не связано жесткой детерминацией. Таким образом, речь идет скорее о гётеанской, а не о шпенглерианской морфологии. Морфологические архетипы немецкой культуры строятся на материале ключевых эпох и событий Германии и Австрии (в отдельных случаях - Швейцарии): от средневековья до нашего времени. Особое внимание уделяется мифу и реальности Священной Римской империи германской нации, культуре Реформации, немецкому Просвещению, культурно-политической программе Пруссии, реформе университета и деятельности бр. Гумбольдтов, стилевой динамике в искусстве и литературе (барокко, рококо и классицизма), музыкальной революции Венской школы, немецкой классической философии, истории романтизма, конфликту либерального и консервативного начала в духовной и политической жизни, эпохе Бисмарка, культуре веймарской республики и национальной версии тоталитаризма. Параллельной темой курса является взаимоотражение немецкой и русской культур.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с ключевыми моментами германской истории и их интерпретациями в национальной культурной традиции с XVIII по XX в.;
- Освоение методологии и понятийного аппарата анализа культурной истории германоязычных стран.
- Формирование исследовательских навыков нахождения и анализа культурных форм в их исторической динамике.
- Формирование навыков критического анализа интерпретаций прошлого германоязычных стран, сложившихся как в академической исторической науке, так и в иных популярных формах представления минувшего;
- Овладение установками и практикой критического подхода к идеологическим и «мифотворческим» конструкциям в интерпретации национальной культуры.
- Углубленное изучение возникновения и эволюции идейного потенциала немецкого консерватизма XX в.;
- Ознакомление со спецификой немецкого консерватизма идей ХХ века в сравнении с британским, французским и русским консерватизмом;
- Опирающееся на историческую эмпирию восприятие немецкой культуры как органического целого.
- Проникновение в институциональный контекст интеллектуальной истории;
- Формирование критического взгляда на идейное наследие немецких консерваторов на основании сопоставления различных историографических подходов;
Планируемые результаты обучения
- Владение навыками философского анализа при работе с источниками и исследовательской литературой, навыками применения методов сравнительного анализа, теоретической и исторической реконструкции, способностью выявлять полемические и апологетические аспекты политической идеологии, навыками оценки и анализа трансформации традиции консервативной мысли в сложных социокультурных процессах модерна.
- Владение определениями, обоснование понятийного аппарата изучаемого курса.
- Владение основами культурной компаративистики.
- Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь базовые знания из области истории философии, политологии, социологии (на уровне бакалавриата), владеть понятийным аппаратом исторического исследования, знать основные методологические подходы в области истории и теории модерна, знать основные этапы и события немецкой истории XIХ – XX вв., демонстрировать знание немецкого языка на уровне B2 и выше.
- Знание основных методологических подходов, сложившихся в литературе о революционном консерватизме, ключевых идей и теорий основных представителей «консервативной революции» и послевоенного неоконсерватизма, корпуса текстов, определяющих дискуссионное поле немецкой консервативной мысли ХХ века и основных печатных органов, издательств, союзов, политических партий, связанных с интеллектуальной историей немецкого консерватизма XX в.
- Знание основных этапов и закономерностей культурной истории немецкоязычных стран.
- Критический анализ концепции национально-культурной идентичности и исторической «телеологии» немецкого мира.
- Реконструирование цивилизационно-исторического контекста феноменов немецкой культуры.
- Умение выявлять и анализировать основные морфемы (творческие формы) немецкой культуры.
- Умение критически оценивать идеи современных политических идеологий, анализировать идеологические манифесты современных авторов, критически относиться к таким «клишированным» характеристикам консервативной идеологии как «антимодернизм», «фашизм», «популизм», применять полученные теоретические знания в различных формах научно-исследовательской и культурно-проектной деятельности.
- Характеристика особенностей культурного трансфера в духовном ареале немецкоязычных стран.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Ключевые образы прошлого в немецкой исторической традиции
- Морфология немецкой культуры.
- Раздел 2. Немецкая консервативная мысль ХХ века
Элементы контроля
- Дискуссия на семинарах
- Письменные работыОценка за письменные работы определяется перед итоговым контролем
- Устный экзамен
- Дискуссия на семинарах
- Реферат(небольшое самостоятельное письменное исследование по теме, выбираемой совместно с преподавателем, ведущим курс). Объем – от 18 до 25 тысяч знаков. Тема формулируется (в том числе хронологически и географически) автором по согласованию с преподавателем. Источники определяются совместно авторами рефератов и преподавателем. Все источники должны быть на языке оригинала. Поиск и освоение научной и справочной литературы по теме осуществляется авторами рефератов полностью самостоятельно. Обязательно использование литературы не только на русском, но и на немецком и английском языках.
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.2 * Письменные работы + 0.4 * Дискуссия на семинарах + 0.4 * Устный экзамен
- 2021/2022 учебный год 2 модуль% Промежуточная аттестация (4 модуль): 0.500 дискуссия на семинарах 0.500 реферат
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bendersky, J. W. (1985). JEFFREY HERF. Reactionary Modernism: Technology, Culture, and Politics in Weimar and the Third Reich. New York: Cambridge University Press. 1984. Pp. xii, 251. $29.95. https://doi.org/10.1086/ahr/90.5.1223
- Bonwetsch, B., & Galaktionov, J. (2008). История Германии. Том 1. С древнейшых времен до создания Германской империи. KDU, Moskau.
- Holm, A. (1996). Stefan Breuer: Anatomie der Konservativen Revolution. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft 1993, 232 s., 39,80 DM. Historisk Tidsskrift; Historisk Tidsskrift Bind 96 Hæfte 2 (1996.
- Lagarde, P. de, 1827-1891. (1886). Deutsche Schriften. Gesammtausgabe letzter Hand.
- Langbehn, J. 1851-1907. (1892). Rembrandt als Erzieher /.
- ДОБРОХОТОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ. (2000). Эпохи европейского нравственного самосознания.
- История цивилизации в Европе : пер. с фр., Гизо, Ф., 2005
- Консерватизм и развитие : основы общественного согласия, Гарбузов, В. Н., 2015
- МИТРОФАНОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ. (2016). Кризис и трагедия континента. Тридцатилетняя война (1618-1648) в событиях и коллективной памяти Европы / науч. Ред. , сост. Ю. Е. Ивонин, Л. И. Ивонина. - М. : Транс-Лит, 2015. - 564 с. Известия Высших Учебных Заведений. Поволжский Регион. Гуманитарные Науки, 1 (37).
- Песнь о Нибелунгах, , 2012
- Пруссачество и социализм, Шпенглер, О., 2002
- Революция справа, Фрайер, Х., 2009
- Собрание сочинений. Т.2: Торгаши и герои: раздумья патриота; Евреи и экономика, Зомбарт, В., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анналы, Ламберт Херсфельдский, 2013
- Анналы; Малые произведения; История, Тацит, П. К., 2003
- В ногу со временем : сокращенное пребывание в настоящем, Люббе, Г., 2019
- Всеобщая военная история. Новое время. Ч.1 и 2: Войны 1-й половины XVII века в Западной Европе. Тридцатилетняя война (1618 - 1648 гг.); Войны 2-..., Голицын, Н. С., 2019
- Германская история, Патрушев, А. И., 2003
- Деяния саксов, Видукинд Корвейский, 1975
- Идеи к философии истории человечества, Гердер, И. Г., 2013
- Националистическая революция : полит. ст., 1923-1933, Юнгер, Э., 2008
- Непобежденный еретик : Мартин Лютер и его время, Соловьев, Э. Ю., 1984
- О свободе христианина, Лютер, М., 2013
- Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О Боли, Юнгер, Э., 2000
- Философия культуры, Доброхотов, А. Л., 2016