• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Экономика

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Экономика» посвящена изучению основных понятий и концепций современной микро- и макроэкономики, а также базовых инструментов микро- и макроэкономического анализа. Студенты, изучившие дисциплину, овладеют пониманием содержания экономических проблем, процессов и тенденций, способов/механизмов регулирования экономических отношений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Основы экономики" - овладение студентами основными концепциями экономического анализа. Задачи курса заключаются в том, чтобы познакомить с основными понятиями экономической теории; изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа; сформировать представление о методах и инструментах экономики
  • Целью освоения дисциплины «Экономика» является овладение студентами основными концепциями экономического анализа. Задачи курса заключаются в том, чтобы: - познакомить с основными понятиями экономической теории; - изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа; - сформировать представление о методах и инструментах экономического анализа - сформировать установку на целесообразное применение микроэкономического анализа в профессиональной сфере (при создании журналистских продуктов) - обеспечить готовность учитывать макроэкономическую конъюнктуру при принятии решений в профессиональной сфере.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • рассчитывает влияние валютных курсов на спрос и предложение, определяет паритет покупательной способности и паритет процентных ставок
  • анализирует влияние альтернативных затрат; строит кривую производственных возможностей
  • в модели кругооборота определяет изъятия и инъекции, на основе макроэкономических тождеств исчисляет номинальные и реальные макроэкономические показатели
  • вычисляет издержки производства и выполняет экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
  • Решает задачу фирмы на рынке монополистической конкуренции.
  • владеет основными понятиями, знает основные инструменты фискальной и монетарной политики, анализирует современные тенденции государственного регулирования экономики
  • Знает основные понятия по теме. Различает функции денег. Может вывести уравнение спроса на деньги в соответствии с выбранной теорией. Графически может изобразить и аналитически вывести равновесие на денежном рынке. Понимает процесс кредитной мультипликации. Различает инструменты монетарной политики.
  • Знает теорию, термины и понятия, формулы, графики, умеет корректно их использовать, умеет выводить функции, умеет решать за-дачи по данной теме, строить графики, понимать и объяснять изменения в результате экономических процессов. Умеет применять правильные экономические модели и рассчитывать результаты в соответствии с данными моделями.
  • Может анализировать по-следствия применения раз-личных инструментов фискальной и монетарной политики для экономики с помощью модели IS-LM Умеет оценить сравнительную эффективность проводимой политики.
  • понимает логику работы рыночного механизма, основанного на взаимодействии спроса и предложения.
  • Различает мультипликационные эффекты налогов, трансфертов и государственных закупок. Умеет рассчитывать вели-чины инфляционного и рецессионного разрывов. Умеет строить IS через кейнсианский крест, из равенства "утечек и инъекций" и через равновесие на рынке заемных средств. Умеет выводить уравнение кривой IS.
  • Умеет строить IS через кейнсианский крест, из равенства "утечек и инъекций" и через равновесие на рынке заемных средств. Умеет выводить уравнение кривой IS.
  • Восстанавливает функции спроса и предложения по известным значениям.
  • Использует производные функции для нахождения оптимального решения.
  • Определяет потребности, удовлетворяемые благом.
  • Определяет тип рыночной структуры (совершенная, монополистическая конкуренция, монополия или олигополия).
  • Определяет факторы производства, используемые в производственном процессе.
  • Оценивает вмененные издержки фирмы, включая рабочее время предпринимателя.
  • Оценивает внешние эффекты в работе рыночного механизма.
  • Оценивает последствия государственного регулирования рынка с точки зрения провалов рынка и общественного интереса.
  • Оценивает последствия государственного регулирования спроса и предложения.
  • Оценивает потребительскую ценность блага и рыночный спрос на него.
  • Оценивает расходы фирмы на труд при разных системах оплаты труда.
  • Оценивает целесообразность выхода на рынок новой фирмы.
  • Решает задачу индивида (домохозяйства) с учетом вмененных затрат.
  • Решает задачу рынка в форме системы линейных уравнений спроса и предложения.
  • Решает задачу фирмы (оптимальный объем производства) в краткосрочном и долгосрочном периоде.
  • Решает задачу фирмы на рынке монополии.
  • Составляет функцию общей выручки с учетом различных источников выручки.
  • Составляет функцию общих издержек с учетом налогов и непроизводственных издержек.
  • Характеризует особенности рыночной структуры на рынке конкретного блага.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные понятия микроэкономики
  • Основы анализа спроса и предложения. Рыночное равновесие
  • Взаимодействие спроса и предложения
  • Теории производства и фирмы
  • Поведение фирмы
  • Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Понятие рыночной структуры. Совершенная и несовершенная конкуренции. Условия совершенной конку Конкурентная фирма и отрасль. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
  • Рынки с совершенной и несовершенной конкуренцией
  • Рынок труда и распределение доходов.
  • Провалы рынка
  • Государство в рыночной экономике
  • Введение в макроэкономику: основные понятия, показатели, проблемы.
  • Общее макроэкономическое равновесие: модель AD-AS. Макроэкономическая нестабильность.
  • Равновесие на товарном рынке. Модель IS. Введение в теорию потребления и инвестиций. Фискальная политика.
  • Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Модель LM. Кредитно-денежная политика
  • Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM. Сравнительная эффективность монетарной и фискальной политики в модели IS-LM.
  • Открытая экономика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS 11 июня 2020 года, форма проведения экзамена тестовая. Теоретические пояснения при этом не требуются, за исключением тех случаев, когда прямо задан вопрос на интерпретацию. Начало экзамена в 12.10, окончание в 13.40 (как указано в расписании). На экзамене при себе студент может иметь только ручки и простой калькулятор. Запрещено иметь при себе мобильные телефоны и прочие принадлежности. Работа должна быть выполнена студентом самостоятельно. Формула оценивания: О результирующая = Wнак х Онак + Оэкз х Wэкз, где Wнак = 0,4, Wэкз = 0,6. Онак = Окр хWкр + Осем х Wсем, где Wкр = Wсем = 0,5. Регламент проведения аттестации представлен в Положении об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ, утвержденном приказом ректора № 6.18.1-01/2812-22 от 28 декабря 2018 г.
  • неблокирующий Активность на семинарах, в том числе на онлайн-семинарах
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий Оценка за промежуточную аттестацию
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Контрольная работа
    При необходимости проводится в синхронной дистанционной форме.
  • неблокирующий Работа на семинарах и вебинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (защита проекта). Экзамен проводится на платформе Skype или Zoom (на выбор студента) (ссылка для доступа определяется семинаристом не позднее чем за 2 недели до защиты). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype/Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться помощью третьих лиц (за исключением членов своей группы, одновременно присутствующих на экзамене). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. В виде исключения допускается однократное нарушение видео-связи до 5 минут при условии сохранения аудиосвязи. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает индивидуальную защиту. По разделу/модулю «Макроэкономика» для студентов, имеющих неудовлетворительную результирующую оценку по итогам курса, пересдаче подлежат экзамен и контрольная. Первая пересдача проводится по контрольно-измерительным материалам, имеющим ту же структуру, что и основные экзамен/контрольная. Результирующая оценка рассчитывается по той же формуле. В случае неудовлетворительной оценки по результатам первой пересдачи на второй пересдаче (комиссии) оценка рассчитываться как максимум из оценки за вторую пересдачу и накопленной оценки по объявленной ранее формуле с учетом комиссии, если комиссия сдана на положительный балл (не менее 40 из 100). Вторая пересдача проводится в письменной форме, причем контрольно-измерительные материалы второй пересдачи изменены по сравнению с первой пересдачей путем исключения из них отдельных заданий и/или добавления в них заданий, выполнявшихся студентами на других элементах контроля. Студентам предоставляется электронный демо-вариант измененных контрольно-измерительных материалов не позднее последней даты первой пересдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    Промежуточная аттестация за 4-ый модуль = 0,25хОсеминары + 0,25хОреферат + 0,25хОконтрольная + 0,25хОэкзамен
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    Результирующая оценка рассчитывается по формуле: 0.075 * Доклад + 0.5 * Промежуточная аттестация (4 модуль 1 курса) + 0.1 * Работа на семинарах + 0.075 * контр.работа + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : учебник, Бланшар, О., 2010
  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001
  • Принципы микроэкономики : учебник для вузов, Мэнкью, Н. Г., 2009
  • Самостоятельные и контрольные работы по экономике : пособие для 10 - 11 кл., Савицкая, Е. В., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных : пособие для 10 - 11 кл., Акимов, Д. В., 2012
  • Макроэкономика : учебник, Абель, Э., 2008
  • Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : практическое пособие, Аносова, А. В., 2013