• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегический̆ менеджмент» являются развитие способностей̆ стратегического мышления и навыков разработки стратегических альтернатив для принятия решений в области стратегического управления организацией̆, функционирующей̆ в условиях высокой̆ конкуренции, изменчивости и непредсказуемости внешней̆ среды. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой̆ учебной̆ и научной̆ литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет инструментами и методами анализа внутренней среды компании и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
  • Владеет инструментами анализа макроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования;
  • Владеет характеристиками корпоративной стратегии фирмы, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным головным центром, использует матричные методы методы для анализа и разработке предложений по управлению бизнес портфелем корпораций.
  • Знает базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их использовать для решения задач развития компании
  • Знает как основные элементы реализации стратегии, влияющие на достижение успеха, возможности изменения систем компании, корпоративные системы и культура влияют на внедрение стратегии и используют их для изменения стратегии и бизнес-модели компании
  • Определяет виды и ценности ресурсов и компетенций и используют их при проведении VRIS анализа ресурсов компании
  • Определяет типы базовых стратегиях М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес стратегий и используют их при разработке стратегических решений
  • Приводит примеры стратегий в различных отраслях, объясняет выбор ими бизнес-модели и формирует предложения по разработке и стратегии компании на различных уровнях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в стратегический̆ менеджмент
  • Тема 2. Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели.
  • Тема 5. Внешняя среда организации: определение возможностей̆ и угроз.
  • Тема 4. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии
  • Тема 6. Стратегический̆ анализ внутренней̆ среды организации.
  • Тема 7. Портфельный̆ анализ диверсифицированной̆ компании
  • Тема 8. Корпоративные и конкурентные стратегии
  • Тема 3. Стратегическое направление развития организации: целевые установки.
  • Тема 9. Определение и выбор стратегических альтернатив развития организации.
  • Тема 11. Реализация стратегии: управление организационными изменениями
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий «Мини» консалтинговый проект
    «Мини» консалтинговый проект – выполняется в рамках проектной мастерской компании КПМГ. Студенты выполняют проект по реальному заданию компании под руководством представителей компании и преподавателей ВШЭ. Защита мини- консалтинговых проектов проводится в первой декаде декабря 2021 года
  • неблокирующий Домашнее задание «Диагностика компании»
    Домашнее задание «Диагностика компании» предполагает проведение стратегического диагностирования выбранной компании на протяжении 1-2 модуля. Компания для проведения диагностирования является единой для всей академической группы. В ходе проведения семинаров представители группы презентую промежуточные результаты анализа. В конце 2 модуля группа готовит итоговую презентацию и представляет ее в рамках бизнес-практикума Защита проектов осуществляется онлайн на платформе MS Teams
  • неблокирующий Контрольные тесты
    Контрольные тесты – в течение всего курса на практических занятиях студентам будет предложено 4 теста по академическим статьям, изучаемым в рамках курса. Удельный вес каждого теста составляет 0,25 балла от итоговой оценки. Время проведения тестирования – 1-2 модуль. Тесты проводятся онлайн на платформе MS Forms
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен– проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы. В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Формат проведения: онлайн с асинхронным прокторингом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.15 * Домашнее задание «Диагностика компании» + 0.35 * «Мини» консалтинговый проект + 0.1 * Контрольные тесты + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
  • Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Учебное пособие / Портер М.Е., Калинина Е.Ю., - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 715 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5727-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/615259
  • М.Портер - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961443363 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2006
  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009
  • Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006
  • Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918
  • Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд III. - Пер. с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, IRWIN, 2000. - 412 с. - ISBN 5-16-000166-2 (русск.), ISBN 0-256-11240-1 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/453177
  • Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Школы стратегий : стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Минцберг, Г., 2000