• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2021/2022

Методология и технология академического письма

Статус: Курс обязательный
Направление: 47.06.01. Философия, этика и религиоведение
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Пружинин Борис Исаевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Занятия по курсу проходят в форме семинаров, на которых слушатели обсуждают заранее разосланные тексты одного из участников семинара, при этом основное внимание уделяется стилю, аргументации и логической организации материала. Предметом оценивания является участие в дискуссии, то есть комментарии слушателей курса и «защитная» аргументация докладчика; предполагается, что такого рода дискуссия является хорошей школой для будущей защиты диссертации. Важным элементом занятий являются дискуссии о том, как иностранные термины или концептуальные схемы могут быть переданы на русском языке и вообще вопросы современной терминологии гуманитарных наук. Кроме того, занятия включают в себя лекционные фрагменты о современной системе гуманитарных научных журналов, основную информацию об индексировании журналов, о работе автора с редактором и peer-reviewer’ами, о различных стандартах библиографического оформления, об этических аспектах публикаций, ссылках на источники финансирования и вынесении благодарностей коллегам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Помощь молодым исследователям в структурировании большого текста диссертации, для большинства из них – первой в жизни монографической работы
  • Помощь в понимании того, какие публикации по результатам диссертации необходимо подготовить в первую очередь и в каких журналах они могут быть опубликованы (наилучшим образом эта задача может быть решена в сотрудничестве с научным руководителем)
  • В сотрудничестве со слушателями оценка достоинств и недостатков уже опубликованных работ, чтобы авторы могли извлечь уроки при подготовке текста диссертационного исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • способен адаптировать и обобщать результаты современных культурологических исследований для целей преподавания теоретико-культурных и историко-культурных дисциплин в образовательных организациях высшего образования и профессионального обучения
  • Способен адаптировать существующие методологии исследования культуры к конкретным постановкам вопроса
  • Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности.
  • Способен свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной информации для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Кандидатская диссертация как вид квалификационной работы. Ее отличия от ВКР и магистерской диссертации. Требования, предъявляемые к диссертациям, в академических системах разных стран. Различные процедуры защиты.
  • 2. Выбор темы диссертации. Возможности корректировки темы.
  • 3. Обзор литературы по теме и обоснование выбора методологии. Возможности усовершенствования готовой методологии.
  • 4. Современное состояние исследуемой проблемы: способы отслеживания, формы рефлексии, возможности самопозиционирования в исследовательском поле.
  • 5. Вопросы формы, композиции, стиля: основные ошибки начинающих.
  • 6. Жанр конференционного доклада. Как лучше подготовить презентацию? Переформатирование доклада в статью.
  • 7. Подготовка исследовательской статьи на русском языке: требования к композиции, обзору литературы, формы представления основных положений и подачи эмпирического материала.
  • 8. Академический перевод. Цитирование иностранной литературы в диссертации.
  • 9. Сходство и различие традиций и принципов русского и англоязычного академического письма.
  • 10. Академические издания, публикующие статьи на русском языке: особенности редакционной политики и специфические требования.
  • 11. Жанр peer-review: ответ рецензенту и переработка статьи.
  • 12. Жанр peer-review: составление рецензии по просьбе редакции журнала.
  • 13. Презентации результатов исследования в научно-популярных изданиях и в форме публичных лекций.
  • 14. От диссертации – к книге: как работать над монографией.
  • 15. Жанр академической рецензии. Этика публичной полемики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Переработка текста по замечаниям, полученным во время обсуждения
  • неблокирующий Обсуждение работ других аспирантов на семинаре
  • неблокирующий Обсуждение литературы, заданной преподавателем по академическому письму
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Переработка текста по замечаниям, полученным во время обсуждения
  • неблокирующий Обсуждение работ других аспирантов на семинаре
  • неблокирующий Обсуждение литературы, заданной преподавателем по академическому письму
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год I семестр
    0.25 * Обсуждение работ других аспирантов на семинаре + 0.35 * Презентация + 0.25 * Обсуждение литературы, заданной преподавателем по академическому письму + 0.15 * Переработка текста по замечаниям, полученным во время обсуждения
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антипов, А. (2013). Мишанкина Н.А. Метафора В Науке: Парадокс Или Норма? Томск: Изд-Во Том. Ун-Та, 2010. 282 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7D6D7FB

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Žarkova, A. (2000). Основы культуры речи : учебное пособие. Lithuania, Europe: Vilniaus pedagoginis universitetas. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFFD544B