• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Проектно-исследовательский семинар

Направление: 42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Бауэр Татьяна Андреевна, Краснопольская Ирина Игоревна, Скокова Юлия Аркадиевна
Прогр. обучения: Коммуникации в государственных структурах и НКО
Язык: русский
Кредиты: 17

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисиплцины студенты получат представления об основных методах, используемых в коммуникационных исследованиях, основах консалтинговой деятельности в интересах НКО, крупных компаний и органов государственной власти.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Проектно-исследовательский семинар» - формирование навыков работы над проектами в интересах государственных структур, крупных компаний в государственным участием и некоммерческих организаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками проведения качественного социологического исследования
  • Умеют вести деловую переписку и анализировать нормативно-правовые акты
  • Понимают сильные и слабые стороны выполняемых магистерских проектов (ВКР)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дизайн качественного исследования (первый модуль)
    Основы прикладных исследований в интересах органов власти и НКО. Возможности и ограничения количественных, качественных и стратегии микс-методов. Основные принципы качественного подхода. Практическое применение результатов качественных исследований. Позиция исследователя и гибкость исследовательского подхода в качественном исследовании. Этические дилеммы полевого исследования.Структура дизайна исследования. Постановка исследовательской проблемы, отличие социальной от исследовательской проблемы. Как искать и сформулировать исследовательский вопрос? Основные трудности с формулировкой вопроса, примеры удачных и неудачных исследовательских вопросов. Формулировка прикладной проблемы и задач исследования. Формулировка цели исследования. Основные элементы дизайна исследования. Взаимосвязь между элементами и этапами исследования: постановка целей и задач, формулировка гипотез, операционализация основных понятий, выбор стратегии исследования, отбор источников информации, анализ и представление результатов. Формулировка гипотезы исследования. Операционализация как условие для измерения теоретических понятий. Понятия валидности, релевантности, надежности данных. Триангуляция для обеспечения объективности. Общие принципы сбора информации в качественном исследовании. Обзор качественных методов: этнография, кейс-стади, интервью, фокус-группы. Какие задачи можно решить с помощью каждого из методов. Понятие выборки в качественном исследовании. Целевые группы. Целевая и теоретическая выборка, доступная выборка. Проблемы генерализации и понятие «аналитического обобщения». Размер выборки и понятие «теоретического насыщения». Выбор целевых групп респондентов. Проблема доступа в поле и рекрутинга информантов. Методы облегчения доступа в поле и повышения качества выборки в исследовании. Этнография и кейс-стади. Включенное наблюдение. Характеристика метода и организация полевой работы. Репертуар ролей исследователя. Скрытое и открытое наблюдение. Ключевые информанты. Полевые заметки. Визуальная этнография. Кейс-стади и работа с множественными источниками информации. Принципы отбора кейсов, выбор методов сбора информации и комбинация с другими методами. Качественное интервью и фокус-группа. Возможности и ограничения интервью и фокус-группы как методов сбора данных. Типы интервью (по глубине, степени формализации, по числу участников и т.д.). Принципы проведения интервью, поведение исследователя для установления контакта с респондентом и повышения открытости беседы. Запись и транскрибирование. Типы фокус-групп. Рекрутинг и проведение (модерирование и организация) фокус-группы. Принципы работы модератора. Групповая динамика. Инструментарий (гайд) для интервью и (или) фокус-групп. Гайд как план беседы, отражающий основные задачи исследования. Принципы построения гайдов и формулировок вопросов. Методы анализа качественных данных. Основные стратегии анализа данных (аналитическая индукция, иллюстративный метод, метод идеальных типов, аналитическое сравнение). Основные процедуры: кодирование, как способ организации и концептуализации данных. Проблемы интерпретации. Качественный контент-анализ. Практикум по кодированию и анализу качественных данных. Работа в Atlas TI. Общие сведения и установка, импорт источников. Кодирование и вывод результатов. Содержательная структура массива текстовых данных и ее визуализация. Альтернативные программы автоматизированного анализа качественных данных. Представление результатов качественного исследования. Особенности цитирования интервью. Особенности представления результатов исследования для разных целевых аудиторий. Форматы презентации качественных данных, цитирование и визуализация. Принципы корректного представления методологии проведенного исследования.
  • Анализ деловой переписки и нормативно-правовых актов (второй модуль)
    Изучение и анализ образцов деловой переписки бизнеса с органами гос. власти, внутренней переписке органов гос. власти и между собой в целях продвижения законодательных и бизнес инициатив. Формирование понимания нормативных и этических требований к такой переписке. Подготовка проектов писем в органы власти по заданным темам. Изучение и анализ текстов, структуры проектов и принятых НПА в заданной отрасли. Варианты трактовки и применения НПА на практике в заданной отрасли. Подготовка проектов НПА (изменений в НПА) по заданной теме.
  • Презентация предварительных результатов магистерских проектов (третий модуль)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания (первый модуль)
  • неблокирующий Презентация группового проекта (первый модуль)
  • неблокирующий Активность (второй модуль)
  • неблокирующий Домашнее задание (второй модуль)
  • неблокирующий Презентация предварительных результатов магистерского проекта (третий модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность (второй модуль) + 0.2 * Домашнее задание (второй модуль) + 0.2 * Домашние задания (первый модуль) + 0.2 * Презентация группового проекта (первый модуль) + 0.2 * Презентация предварительных результатов магистерского проекта (третий модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Designing social inquiry : scientific inference in qualitative research, King, G., Keohane, R. O., 1994
  • Законодательная деятельность : политико-правовой анализ: учеб. пособие для вузов, Нисневич, Ю. А., Платонов, В. М., 2007
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide), Sixth Edition, 2017. Режим доступа: http://library.books24x7.com/bookshelf.asp
  • Аудит политической системы посткоммунистической России, Нисневич, Ю. А., 2007
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998