Бакалавриат
2020/2021
Международный менеджмент
Статус:
Курс по выбору (Менеджмент и бизнес-администрирование (заочное обучение))
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Вечерне-заочный факультет экономики и управления (Пермь)
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Аленина Карина Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
Целью учебной дисциплины «Международный менеджмент» является формирование у студентов представления о различных подходах к организации процесса управления и практических навыков в области менеджмента. В учебной дисциплине рассматриваются получившие наиболее широкое признание современные модели менеджмента, которые нашли воплощение в теории и практике управления в различных странах и регионах мира.
Цель освоения дисциплины
- Целью учебной дисциплины «Международный менеджмент» являются: • изучение причин обращения компаний к международному менеджменту как функции управленческой деятельности; • рассмотрение принципиальных особенностей внутренней и внешней среды международного бизнеса, формы и методы ее исследования, а также практические шаги по разработке и реализации международных стратегий; • исследование процесса выбора стратегии и разработки плана выхода на международный рынок; • анализ специфики разработки маркетингового комплекса (продукт, ценообразование, распространение, продвижение, PR) для иностранного рынка и принятие решений в системе международного менеджмента.
Планируемые результаты обучения
- Имеет представление об основных проблемах и задачах международного бизнеса
- Проводит исследовательскую работу по оценке социально-экономической оценке и конкретных форм управления.
- Анализирует, проводит оценку и использует методики прогнозирования международного (глобального) рынка
- Владеет навыками разработки стратегий выхода и продвижения продукции на внешние рынки
- Умеет оперировать основными методами и технологиями продвижения товаров, выбора средств коммуникаций в международном бизнесе
- Знает специфику управления международной фирмой
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Глобализация бизнеса.Введение в международный бизнес. Место и соотношение категорий «международная торговля», «международный бизнес», «международный маркетинг» и «международный менеджмент». Теории международного бизнеса. Теории международного маркетинга. Движущие силы и противодействие глобализации. Система необходимых и достаточных условий глобализации бизнеса. Типичные сценарии развития будущего международного сообщества под углом зрения функционирования международного бизнеса.
- Тема 2. Международная бизнес-средаГлобальная бизнес-среда: концепция, структура и содержание. Рынок как среда функционирования международной компании. Принципы образования среды международного бизнеса. Анализ подходов к компоновке и определению международного маркетинг-микса. Маркетинговая окружающая среда международного бизнеса (макросреда) и ее аналитические сечения: социокультурное, политико-правовое и экономическое. Интеграция международного бизнеса. Концептуальные и практические основы изучения международной бизнес-среды. Задачи международного маркетингового исследования. Информационные системы в международном бизнесе.
- Тема 3. Теория и практика интернационализации бизнесаТеории интернационализации деятельности компании. Мотивация, проблемы и этапы интернационализации. Международные компании: отраслевые, структурные и правовые аспекты, е-бизнес. Основные признаки «международности» компании. Определение международной компании. Базисные классификационные критерии в применении к международным компаниям. Основные участники международного предпринимательства и базисные организационные модели международных компаний.
- Тема 4. Стратегические решения в международном бизнесе.Определение международной маркетинговой стратегии. Измерения континуума маркетинговых стратегий: внутринациональные, межнациональные, многонациональные, глобальные. Конкурентные стратегии: базовые, конфронтационные, кооперационные, инновационные, имитационные. Международные финансовые корпоративные стратегии: маркетинговый аспект прямых зарубежных аквизиций. Сущность и содержание стратегического планирования в международных компаниях. Основные инструменты стратегического планирования. Цели и ресурсы компании. Стратегические направления организации международного бизнеса: полицентризм, этноцен-тризм, региоцентризм, геоцентризм. Международное маркетинговое планирование: стандартизованное, децентрализованное, интерактивное. Маркетинговый аудит. Бенчмаркинг. Блок-схема международного маркетингового планирования: предварительный анализ и скрининг возможностей компании и рынка; адаптация к конкретным целевым рынкам; разработка маркетинг-плана; внедрение маркетинг-плана и контроль над процессом исполнения. Организационно-структурные вопросы маркетингового стратегического планирования.
- Тема 5. Оперативные решения по способам вхождения на зарубежные рынкиСоотношение и соподчиненность иерархии управленческих решений в международной компании. Инструментарий оперативных решений по вхождению на зарубежные рынки. Методы международных бизнес-операций: прямой, косвенный, кооперативный, встречный, институционально-конкурсный, электронный. Категории форм международных бизнес-операций в зависимости от природы предмета обмена — товарная, ноу-хау, инвестиционная, арендная. Организационно-правовые формы оперативных решений международных компаний — контрактное совместное предприятие, акционерное совместное предприятие, различные формы партнерства. Определение международных бизнес-операций как объекта международного бизнеса: импорт, экспорт, встречная торговля, лизинг, маркетинговая деятельность фирмы за рубежом, лайсензинг (лицензионное соглашение), франчайзинг, управленческий контракт, стратегические альянсы (акционерные и контрактные совместные предприятия), прямые зарубежные инвестиции.
- Тема 6. Финансирование международных бизнес-операцийПонятие финансового инжиниринга. Основные способы финансирования экспорта и импорта. Сравнительная характеристика основных способов финансирования. Выбор способа финансирования для компании, вовлеченной во внешнеэкономическую деятельность. Краткосрочное финансирование экспорта/импорта компании. Средне- и долгосрочное финансирование компании. Условия платежа по внешнеэкономическим контрактам. Торговые документы, используемые компаниями при заключении и исполнении внешнеторгового контракта.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Виханский, О. С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 656 с. - ISBN 978-5-16-104996-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/988768
- Коротков Э. М. - МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 566с. - ISBN: 978-5-534-07327-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-449753
- Р. Гриффин. Международный бизнес. 4-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 1088 с. - ISBN 5-469-00274-8. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/24377/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Карпова С.В. - Международный маркетинг: учебник и практикум для бакалавров - Издательство "Дашков и К" - 2017 - 298с. - ISBN: 978-5-394-02835-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/103731
- Международные экономические отношения: Учебник / Б.М. Смитиенко; Под ред. Б.М. Смитиенко. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 528 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-003357-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/447233
- Международный бизнес: PR и рекламное дело : учеб. пособие / С.И. Лашко, В.Ю. Сапрыкина. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2020. - 171 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI: https://doi. org/10.12737/20207 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1039162