• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Курс обществознания в школе: современные требования к содержанию и методике преподавания

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Программа разработана в соответствии с: • Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики» 2014 г. по направлению подготовки 41.04.04. Политология (Уровень подготовки – Магистратура). • Образовательной программой «Политология» по направлению подготовки 41.04.04. Политология. • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 41.04.04. Политология, магистерская программа «Современная политическая наука в преподавании обществознания в школе». Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами политологического профиля. Связь с другими курсами обеспечивается общей теоретической базой и широким привлечением конкретного методического и психолого-педагогического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – совершенствование профессиональных компетенций учителя обществознания с учетом изменений содержания и методик преподавания предмета в соответствии с требованиями Концепции обществоведческого образования и возрастных особенностей учащихся. Ставятся задачи: ознакомить слушателей программы с нормативно-правовой базой; раскрыть место и роль предмета в основной и средней школе; раскрыть личностные, предметные и метапредметные результаты обучаемых в основной и средней школе применительно к базовому и углубленному уровню; отработать на практике требования к тексту и методическому аппарату, работу учащихся с учебником в основной и средней школе; построить урок обществознания в современной школе и продемонстрировать применение ИКТ и мультимедийных ресурсов в школьном курсе; обучить основным технологиям активизации когнитивных процессов учащихся и повышения учебной мотивации. В этих целях предполагается провести экспертную оценку индивидуальных проектов урока обществознания с использованием новых методик и активизирующих технологий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об основных направлениях, целях и задачах государственной политики в области образования Умеет выделять цели изучения темы / раздела курса на основании требований ФГОС и ПООП
  • Знает историю становления обществоведческого образования в России Владеет приемами анализа требований стандартов и программ, соотнесению их современными реалиями
  • Знает требования, предъявляемые учителю обществознания, владеет информацией об аттестации Умеет проводить анализ самоподготовки учителя к уроку
  • Знает современные требования ФГОС к проектированию урока Владеет информацией о формах и типах уроков в основной и средней школе Умеет оценивать эффективность урока по его структуре, целям и планируемым результатам
  • Знает методы и способы активизации учебной деятельности Умеет проектировать учебные ситуации и проблемные задачи с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся
  • Знает сущность образовательной технологии, понимает ее отличие от приема и метода Умеет проектировать элемент урока с использованием определенной образовательной технологии
  • Знает особенности и требования современных УМК, входящих в ФП Умеет разрабатывать задания на усвоение понятийного аппарата с учетом возрастных особенностей.
  • Знает виды документов, используемых в обществоведческом курсе (научные и научно-популярные тексты; философские тексты; нормативные документы; политические документы; публицистические материалы; статистические материалы; информационные материалы; материалы «круглых столов», конференций, дискуссий и т.п.). Владеет приемами работы с различными видами документов. Умеет разработать задания к документам по блокам обществоведческого курса.
  • Знать место и роль ИКТ в деятельности учителя и учащихся. Уметь разрабатывать презентации к уроку по определенной теме. Уметь подбирать Интернет-ресурсы и разрабатывать заданий к ним по заданной теме.
  • Знать и уметь учитывать возрастные особенности в преподавании. Уметь составлять разноуровневые задания для самостоятельной работы на уроке.
  • Знать типы заданий предметных олимпиад и ГИА. Уметь анализировать задания предметных олимпиад по политологии и обществознанию. Умение разрабатывать вопросы повышенной сложности.
  • Знать содержание тем раздела «Политология» Уметь разрабатывать конспект / сценарий / технологическую карту урока по одной из тем раздела
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Государственная политика в области обществоведческого образования (ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция обществоведческого образования, ФГОС
    Анализ документов «Закон об образовании», «Федеральный государственный образовательный стандарт». Содержание Примерных программ по обществознанию. Сравнение законов «Об образовании» 1992 и 2012 гг. ФГОС: требования к результатам освоения содержания темы, формирование трех видов компетенций. Методический анализ учебников 6-11 классов по обществознанию, входящих в Федеральный перечень. Анализ содержания тематических блоков курса «Обществознание».
  • Тема 2. Обществознание как учебный предмет и его место в современном российском образовании
    История становления современного обществознания. Цели и задачи изучения обществознания в основной и средней школе
  • Тема 3. Основные требования к учителю обществознания.
    Профстандарт «Педагог». Подготовка к уроку. Тематическое планирование. Конспект, сценарий, маршрутный лист. Работа в МЭШ, РЭШ. Постановка целей, задач к уроку, теме, курсу
  • Тема 4. Современный урок обществознания: структура, содержание
    Форма и тип урока. Деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока. Требования к домашнему заданию. Метапредметный урок.
  • Тема 5. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной работе.
    Работа с понятиями. Оценивание и контроль. Программа внеурочной деятельности.
  • Тема 6. Современные технологии преподавания обществознания
    Технология критического мышления, проблемное обучение, вовлечение и сотрудничество, проектные и исследовательские технологии. Образовательный проект.
  • Тема 7. Работа учащихся с текстом учебника. Современные УМК по обществознанию.
    Разработка заданий на усвоение понятийного аппарата с учетом возрастных особенностей. Приемы конспектирования. Виды планов. Таблицы и схемы. РАФТ Вопросы и задания к параграфу
  • Тема 8. Работа с различными источниками социальной информации
    Виды документов, используемых в обществоведческом курсе (научные и научно-популярные тексты; философские тексты; нормативные документы; политические документы; публицистические материалы; статистические материалы; информационные материалы; материалы «круглых столов», конференций, дискуссий и т.п.). Приемы работы с различными видами документов. Разработка учителем заданий к документам по тематическим блокам курса обществознания.
  • Тема 9. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании обществознания
    ИКТ в деятельности учителя и учащихся. Разработка презентаций. Подбор Интернет-ресурсов и разработка заданий к ним по заданной теме.
  • Тема 10. Разработка заданий разного уровня сложности по предложенной теме
    Учет возрастных особенностей в преподавании. Разноуровневые задания для самостоятельной работы на уроке.
  • Тема 11. Творческие задания для школьников.
    Анализ заданий предметных олимпиад по обществознанию. Разработка вопросов повышенной сложности. Рефераты и эссе.
  • Тема 12. Разработка планов-конспектов уроков по темам раздела «Политология»
    - Политика и власть - Политическая система - Гражданское общество и правовое государство - Демократические выборы и политические партии - Участие гражданина в политической жизни - Право в системе социальных норм - Источники права - Правоотношения и правонарушения - Современное российское законодательство - Предпосылки правомерного поведения - Политическое сознание - Политическое поведение - Политическая элита и политическое лидерство - Современные подходы к пониманию права - Гражданин Российской Федерации - Экологическое право - Гражданское право - Семейное право - Правовое регулирование занятости и трудоустройства - Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс - Процессуальное право: уголовный процесс - Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство - Международная защита прав человека
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опросы на семинарских занятиях, подготовка эссе и докладов по темам, выбранным магистрантами
    Преподаватель оценивает работу магистрантов на семинарских занятиях: уровень проработки литературы (включая дополнительную), активность в дискуссиях, логичность и доказательность выступления, самостоятельность выводов. Дополнительные баллы магистрант может заработать за работу с кейсами, написание эссе, подготовку докладов, темы которых предварительно обсуждаются и утверждаются преподавателем, а также за активное участие в их обсуждении.
  • блокирует часть оценки/расчета Работа с кейсом (составление плана-конспекта / технологической карты) индивидуально
    В ходе практических занятий студенты знакомятся с основными требованиями реализации системно-деятельностного подхода к обучению политологии и дисциплин обществоведческого цикла; ими изучаются основные приемы организации самостоятельной деятельности учащихся. Написание развернутых планов-конспектов / технологических карт уроков является одним из итогов изучения курса. Каждый студент обязан не только предоставить зачетный план-конспект по выбранной теме урока, но и в ходе текущих практических занятий решать учебные задачи, составляя тот или иной компонент плана-конспекта. План-конспект включает: - название темы урока - определение типа урока (формы учебного занятия) - определение основных требований к усвоению содержания темы (образовательные, развивающие, воспитательные) - разработка конспекта по плану 1. Проверка домашнего задания Деятельность учителя Деятельность учащихся 2. Изучение нового материала - Мотивационный блок - Информационно-аналитический блок Деятельность учителя Деятельность учащихся - Рефлексивный блок 1) подведение итогов урока 2) рефлексия 3) задание на дом
  • неблокирующий Работа магистрантов в малых группах с кейсом на практических занятиях
    Магистранты работают индивидуально и в малых группах. При оценивании учитывается личный вклад каждого магистранта в общий результат - верность выполнения задания, опора на нормативную базу, подбор актуальных методов и средств для решения поставленной проблемы.
  • неблокирующий тест
    Тесты подразделяются по темам и вариантам в рамках каждой темы, предполагающей тестирование магистрантов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Опросы на семинарских занятиях, подготовка эссе и докладов по темам, выбранным магистрантами + 0.5 * Работа с кейсом (составление плана-конспекта / технологической карты) индивидуально
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бордовская Н.В., под ред. - Современные образовательные технологии. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 432с. - ISBN: 978-5-406-07519-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932673
  • Обществознание. Модуль 1. Социология: Учебное пособие / Громакова В.Г., Савченкова И.Н., Васьков М.А. - Ростов-на-Дону:Южный федеральный университет, 2016. - 90 с.: ISBN 978-5-9275-2176-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/996153
  • Под ред. Соболевой О.Б., Кузина Д.В. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 474с. - ISBN: 978-5-534-09466-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-obschestvoznaniyu-433484

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бордовская Н.В. под ред. и др. - Современные образовательные технологии - КноРус - 2013 - 432с. - ISBN: 978-5-406-02535-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/914307
  • Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования). - ISBN 978-5-9925-0986-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1044056
  • Моисеев Е.Г.; под ред. Бекяшева К.А. - Обществознание. 2-е издание. Учебное пособие для студентов (учащихся) СПО - Оригинал-макет - 2017 - ISBN: 978-5-9909133-5-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/34668
  • Под ред. Ашаниной Е.Н., Васиной О.В., Ежова С.П. - СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 165с. - ISBN: 978-5-534-06194-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-438985
  • Политология в схемах и таблицах: учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова, Ю.А. Шестаков; под ред. А.М. Руденко. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 274 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/1717-3. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/907585
  • Радько Т.Н. и др. - Обществознание - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-07646-8 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/18585
  • Соловьев А.И. - Политология: учебник для вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 242с. - ISBN: 978-5-7567-0909-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97258
  • Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: Монография / Бабурин С.Н., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 512 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9776-0224-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541825
  • Сычев А.А. - Обществознание. (СПО). Учебное пособие. - КноРус - 2020 - 380с. - ISBN: 978-5-406-07384-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932116