Магистратура
2019/2020
Постгуманизм: задачи, рецепция, оценки
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Визуальная культура)
Направление:
51.04.01. Культурология
Кто читает:
Школа культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Сосна Нина Николаевна
Прогр. обучения:
Визуальная культура
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на ознакомление обучающихся с актуальными направлениями постгуманизма, включая как исследовательские, так и художественные проекты. Отдельное внимание уделяется таким проблемам, как «экология без человека», «биовласть», «киборгизация». Предложенные в рамках постгуманистических подходов решения рассматриваются в широком историческом контексте, включая предшествующие этапы формирования идей «децентрации» и «проектов нового человека».
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины является формирование у обучающихся знаний об условиях появления такого направления актуальных практических и теоретических исследований, как постгуманизм, а также характерных для представителей этого направления комплекса идей, типологичексих приемов и специфической «оптики». В курсе предполагается также рассмотреть явления, спровоцированные развитием постгуманизма, в том числе на примерах художественных акций.
Планируемые результаты обучения
- Уметь формулировать базовые положения постгуманизма.
- Уметь логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства, в том числе визуальной репрезентации.
- Уметь анализировать и знать проекты «нового человека» в итальянском футуризме, советском аванграде.
- Уметь анализировать предпосылки разрушения иерархических связей человека.
- Уметь правильно и убедительно формулировать в письменной и устной речи результаты мыслительной деятельности.
- Уметь синтезировать полученные в рамках сведения для использования в собственной работе.
- Уметь переформулировать задачи культурной политики в терминах постгуманизма.
- Уметь анализировать культурную и социальную значимость постгуманистических исследований.
- Уметь показывать связь постгуманистических исследований с глобальными проблемами.
Содержание учебной дисциплины
- ВведениеПроблематика курса; объяснение задач курса; требования. Постгуманизм, ингуманизм. Антропоцен.
- Итальянский гуманизмКонечное и бесконечное, измерение и масштабирование, титаны и модели. Наука и искусство.
- Идея «нового человека» в авангардеПроекты «нового человека» в итальянском футуризме, советском аванграде. Художественное и технологическое. Маринетти, Вертов, Гастев, Богданов.
- Теоретические предпосылки разрушения иерархических связей человека и другихФуколдианская «тень на песке». Критика «присутствия». Animality. Гостеприимство.
- Агенты и актантыПроблема выбора объектов исследования. Акторно-сетевая теория
- Машины и киборгиБиотические и абиотические соавторы. Я. Фон Икскюль и понятие "Umwelt"
- Понятие не-индивидуальных агентовСети и множества.
- ГрязьКруговорот веществ в природе. Работы Д. Харауэй. Манифест киборгов.
- Биологическое «пост»«Глубокие медиа», semi-living, безагентное.
- Природа и культураТрансформации связей природа-культура. «Экология без природы» Т. Мортона. «Геология медиа» Ю. Парикка.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Зачёт
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bess, M., & Pasulka, D. W. (2018). Posthumanism : An Introductory Handbook. Farmington Hills: Gale, Cengage Learning. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1866469
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ferrando, F. (2019). Philosophical Posthumanism. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2109239