• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Торговая политика и конкурентоспособность отраслей

Статус: Курс по выбору (Международная торговая политика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Международная торговая политика
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на предоставлении студентам теоретических знаний в области конкурентоспособности и навыков их практического использования при анализе и формировании торговой политики. Целью освоения студентами дисциплины «Торговая политика и конкурентоспособность отраслей» является выявление и изучение взаимосвязей между категориями «конкурентоспособность» и «торговая политика», в том числе влияния проводимой торговой политики на конкурентоспособность отраслей страны и управления конкурентоспособностью при помощи инструментов торговой политики. В рамках настоящей дисциплины будут изучены: Торгово-политические аспекты основ международной конкурентоспособности отраслей, тарифное и нетарифное регулирование, регулирование торговли услугами и инвестиций и обеспечение интересов национального бизнеса, инструменты торговой политики в развитии сельского хозяйства, инструменты макроэкономического уровня и их влияние на международную конкурентоспособность в секторах, международные торговые соглашения как инструмент развития конкурентоспособности компаний, новые сферы и конкурентоспособность, промышленная политика и конкурентоспособность, проблемы применения конкурентного законодательства и международная торговля В результате освоения данной дисциплины студенты должны: знать: основы области конкурентоспособности уметь: использовать теории и методологии иметь навыки: самостоятельно оценивать наличие / отсутствие положительной взаимосвязи между проводимой страной торговой политикой и конкурентоспособностью
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основы международной конкурентоспособности отраслей, ключевые инструменты регулирования торговли товарами, услугами и инвестициями в интересах национального бизнеса, а также основные правила конкуренции и механизмы международного сотрудничества.
  • Уметь анализировать нормативную правовую базу, быстро ориентироваться в международных торговых соглашениях, применять меры для урегулирования конфликтов между секторами экономики, а также производителями и потребителями товаров или услуг.
  • Иметь навыки (приобрести опыт) работы по выявлению противоречивости инструментов регулирования международной торговли в интересах промышленных и сельскохозяйственных компаний, применения антимонопольного законодательства в рамках региональных соглашений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление о причинах и последствиях протекционизма в международной торговле. Понимать политику развития в условиях санкций. Знать плюсы и минусы проведения политики субсидирования, импортозамещения, диверсификации экономики, поддержки экспорта для развития конкурентоспособности. Понимать последствия применения протекционизма в рамках соглашений о региональной экономической интеграции на примере ЕАЭС.
  • Знать о современных направлениях теории международной торговли. Иметь представление о политической экономике внешнеторговой политики. Уметь анализировать факторы влияния заинтересованных групп (лоббизма) на торговую политику. Знать типологию экономико-политических моделей внешнеторгового регулирования. Понимать проблему учета интересов общества и населения.
  • Знать особенности современной торговой политики стран мира. Понимать принципы структурной (промышленной) политики и её влияние на конкурентоспособность. Иметь представление о влиянии жизненного цикла продукта на торговлю и конкурентоспособность секторов. Понимать подходы и проблемы участия в международной торговле компаний различного типа: сложности участия МСП в торговле, сложности участия в торговле быстрорастущих высокотехнологичных компаний.
  • Знать структурные особенности и проблематику положения России в международной торговле. Иметь представление об особенностях экспортно-импортной политики России и ЕАЭС. Понимать возможные направления развития торговой политики России.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Торгово-политические аспекты основ международной конкурентоспособности отраслей
  • Принципы соотношения свободы торговли и протекционизма и обеспечение интересов национального бизнеса.
  • Факторы макроэкономического уровня и их влияние на международную конкурентоспособность в секторах и управление конкурентоспособностью.
  • Структурная политика и конкурентоспособность. Обоснование применения инструментов конкурентоспособности в отдельных секторах.
  • Политическая экономика торговой политики в системе современных теорий международной торговли.
  • Особенности внешнеторговой политики России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклады
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинаре
  • неблокирующий Ответ на экзамене
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Доклады + 0.4 * Домашнее задание + 0.2 * Ответ на экзамене + 0.2 * Участие в дискуссии на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учеб. пособие для вузов, Философова, Т. Г., Быков, В. А., 2008
  • Основы торговой политики и правила ВТО, Данильцев, А. В., Данилова, Е. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аникеева О. П. - СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-12389-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-otvetstvennost-biznesa-i-mezhdunarodnaya-konkurentosposobnost-447425
  • Всемирная торговая организация : экономика, политика, право, Дюмулен, И. И., 2012