• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Культура Японии через призму словесности. Древность и средневековье

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Преподаватели: Оськина Анна Сергеевна, Торопыгина Мария Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов с основными жанрами японской словесности, предлагает различные исследовательские подходы к анализу и интерпретации художественных произведений различных исторических периодов. Рассматривается взаимодействие словесности и религии, литературы и политики, влияние художественного творчества на картину мира, отражение повседневности и возможность использования художественных произведений в целях исторической реконструкции. Отдельное внимание уделяется истории японской рукописной книги, принципам организации текста. В рамках курса рассматриваются такие письменные памятники, как мифолого- исторические своды «Кодзики» и «Нихон сёки», поэтические антологии «Манъёсю» и «Кокинсю», военно-исторические повествования гунки, проза в жанре моногатари, ранняя литература «женского потока» - «Повесть о принце Гэндзи» и «Записки у изголовья», буддийские поучительные истории сэцува, пьесы театра Но, проза малых и средних форм в жанре отоги-дзоси, поэзия жанров вака и хайку, японская поэзия на китайском языке, самурайские трактаты и наставления, воспитательная и образовательная литература, развлекательная литература периода Эдо, основные произведения признанных классиков японской литературы. В рамках курса предполагается знакомство студентов с основными переводами японской литературы на русский язык.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение базовых знаний о японской словесности
  • развитие навыков критического прочтения текстов
  • знакомство с основными приемами японской словесности
  • освоение терминологии и аналитического инструментария для написания исторических исследовательских работ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • приводить основные характеристики жанров словесности, характерные для разных исторических периодов Японской истории;
  • приводить основных авторов и произведения японской словесности соответствующих периодов;
  • уметь строить суждения, опираясь на сведения из разных научных дисциплин
  • уметь сопоставлять и критически анализировать различные типы текстов;
  • уметь использовать справочную литературу, а также приобретенные на лекциях и семинарах знания для всестороннего анализа и комментирования литературных и других тестов;
  • владеть терминологией и аналитическими навыками для интерпретации литературных и иных текстов в историческом и культурологическом аспекте;
  • владеть методами анализа культурных, общественно-экономических и политических процессов, формирующих тематические, жанровые и стилистические особенности словесности соответствующего периода японской истории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Японская словесность: эпохи и жанры.
    Периодизация японской истории. Для раннего периода японской словесности характерно устное фольклорное творчество на японском языке. Архаические слои японской словесности зафиксированы в молитвословиях синтоистским богам - норито. Период Нара. Первые письменные памятники. «Кодзики». «Нихон сёки». Поэзия. Антология «Манъёсю». Запись текстов с помощью иероглифов в их фонетической функции. Усвоение китайского письменного языка, как языка функционирования государства. Поэзия на китайском языке. «Кайфусо». Эпоха Хэйан. Китайский как язык функционирования государства. Тексты на китайском языке. Японская поэзия. Значение поэзии. Официальные поэтические антологии. Исторические тексты. Справочники. Появление художественной прозы. Женский поток в литературе. Эпоха Камакура. Борьба между родами Тайра и Минамото. Повести о войне. Буддизм в литературе. Эпоха Муромати. Дзэн-буддизм. Проза малых и средних форм.
  • Тема 2. От мифов и сказок к художественной литературе.
    Японская мифология. Мифы в «Кодзики» и «Нихон сёки». Первые литературные произведения. «Такэтори моногатари» (Х в.) – самая ранняя повесть цукури-моногатари. Фольклорная стихия произведения. Структура произведения. «Отикубо моногатари» (Х в.) - повествование о японской Золушке. Фольклорный фон и реалистический фон повествования. «Уцубо моногатари» (конец X в.) – сочетание фольклорной и письменной традиций порождения текста. Двухчастная структура ранних прозаических произведений. Сказочный мотив обретения мастерства. Понятие авторской и анонимной литературы.
  • Тема 3. Японская словесность на китайском языке.
    Связи между Японией и Китаем. Китайские сочинения в Японии. Тексты по управлению государством. Конфуцианская классика. Даосские трактаты. Буддийские сочинения. Ранние реестры книг. Китайский язык как язык функционирования государства. Образование в Японии. Экзамены для занятия чиновничьих должностей. Поэзия на китайском языке. Сочинение стихотворений на китайском языке. Антология «Кайфусо»: принципы составления, авторы. Антологии IX в. Три взлета китайской поэзии в Японии.
  • Тема 4. Японская поэзия.
    Японская поэзия. Вака – японская песня. Построение текста. Основные риторические приемы. Ритмика. Антология «Манъёсю». Значение поэзии в жизни японских аристократов. История создания первой поэтической антологии «по императорскому указу» - «Кокинсю». Шесть гениев японской поэзии. Предисловие Ки-но Цураюки. Поэтические турниры. Поэтология. Поэтические школы. Школа Рокудзё. Школа Микохидари. Фудзивара-но Тэйка. Сборник «Сто стихотворений ста поэтов». Жанр ута-моногатари: на стыке поэзии и прозы. «Исэ моногатари», «Ямато моногатари».
  • Тема 5. Женский поток в литературе.
    Художественная литература на японском языке. Термин «моногатари». Женское образование. «Гэндзи моногатари»: автор, построение произведения, главный герой, женские 3 персонажи, язык, поэзия в произведении. Значение «Гэндзи моногатари» в японской культуре. «Макура-но соси» - сочинение в жанре «вслед за кистью». Женские дневники – принципы написания, авторы. Основные отличия женских и мужских дневников периода Хэйан. Женщины в поэзии.
  • Тема 6. Художественная проза эпохи Муромати – отоги-дзоси.
    Литература сэцува. Построение произведений. Основные памятники. От сэцува к отогидзоси. Отоги-дзоси как художественная проза. Литература «для чтения» и литература «для рассказывания». Анонимность в литературе. Сюжеты произведений. Герои отоги-дзоси: аристократы, воины, монахи, простолюдины; животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, вещи, духи и души, существа сверхъестественного происхождения; тэнгу, лисы-оборотни, демоны-óни. География в отоги-дзоси. Буддийские мотивы в рассказах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.6 * Работа в аудитории + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Tyler, R. (2015). The Tale of Genji. Australia, Australia/Oceania: Viking Press/Penguin Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B49D7AE9
  • Моррис, А. Мир блистательного принца: придворная жизнь в древней Японии / А. Моррис ; пер. с англ. Д. Харитонова.— Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — 464 с. - ISBN 978-5-7749-1410-4. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042655

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Tyler, R., & Mostow, J. S. (2010). The Ise Stories : Ise Monogatari. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2112995
  • История японской культуры, Мещеряков, А. Н., 2011