• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Механизмы создания и репрезентации недостоверной информации (fake news) в мейнстрим и альтернативных медиа

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Преподаватели: Кирия Илья Вадимович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе этого НИСа мы будет разбирать методы, при помощи которых можно исследовать механизмы создания фейковых новостей. Помимо теоретических подходов к фейковым новостям, мы будем рассматривать эмпирические методы для исследования контента и манипуляций общественным мнением, связанных с созданием определенных фреймов, выбором экспертов и т.п.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научить студентов формулировать научную проблематику в сфере фейк-ньюз
  • Знакомство студентов с базовыми теоретическими рамками для анализа фейковых новостей в разных научных контекстах
  • Сформировать у студентов базовые представления о методологии и структуре своих будущих теоретических работ (курсовых) по данной тематике
  • Познакомить студентов с базовой методологией анализа контекста производства недостоверных новостей
  • Познакомить студентов с базовой методологией исследований содержания недостоверных новостей
  • Познакомить студентов с базовой методологией исследования контекста производства недостоверных новостей
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает нормативный и альтернативный подходы к понятию "новостей"
  • Формулирует основные журналистские критерии новостей
  • Подвергает сомнению и критикует журналистское видение "новостей"
  • Выявляет причины распространения фейковых новостей в цифровом мире
  • Рассуждает об актуальных событиях и проблемах в контексте проблематики фейковых новостей
  • Различает основные социологические теории эффективности информации
  • Применяет различные социологические теории медиаэффектов к анализу отдельных недостоверных новостей
  • Дает определение понятию пост-правды и политика пост-правда
  • Дает определение понятию "популизм"
  • Аналитически находит связи между отдельными недостоверными новостями и причинами, связанными с ними в контексте популизма и постправды
  • Дает определение альтернативных медиа
  • Анализирует медиаландшафт того или иного социума на предмет основных и альтернативных медиа
  • Классифицирует основные методы исследования производства фейков
  • Определяет теоретическую рамку и контекст исследований производства информации
  • Владеет методами глубинных интервью, опроса, наблюдения для исследования контекста производства фейковых новостей
  • Классифицирует основные методы анализа контента фейков
  • Применяет отдельные методы анализа контента (контент-анализ, дискурс-анализ, нарративный анализ) для анализа феномена фейковых новостей
  • Классифицирует и различает разные методы исследования контекста потребления новостей
  • Различает разные теоретические рамки исследований медиапотребления: культурологическая рамка, транзакционная рамка и пр.
  • Применяет базовые методы для изучения контекста медиапотребления на практике (наблюдение, глубинные интервью, опросы)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фейковые новости как социальная проблема
    Фейковые новости как старая социальная проблема. Трансформация распространения фейков в цифровой среде. Функции новостей и нарушение функций новостей в ситуации фейков. Представления об информации.
  • Медиаэффекты и фейковые новости
    Основные эффекты новостей и воздействие фейк-ньюз. Когнитивный диссонанс. Сила подтверждения. Эффект культивации. Модели пропаганды и их работа в условиях фейк-ньюз.
  • Пост-правда, фейк-ньюз и популизм
    Понятия и их соотнесение. Понятие правды и разные подходы к нему в медийных теориях. Понятие пост-правды и фуколдианская философия. Понятие популизма
  • Фейковые новости и активизм: мейнстрим и альтернативные медиа
    Теория альтернативных медиа и основных медиа. Граница между медийным активизмом и "гражданской журналистикой"
  • Методы исследования производства фейков
    Производство фейков: дистрибуция фейков и потребление фейков: три контекста исследований. Исследование производства фейков: институциональные исследования, исследование редакционной политики, исследования формирования новостной повестки.
  • Методы исследований контента фейков
    Дискурсный анализ. Контент-анализ. Исследование нарративных структур. Культурологические методы исследований фейков как культуры.
  • Понятие "новостей" в различных традициях
    Различные подходы к понятию новостей в теориях медиа. Нормативная модель новостей и относительная модель новостей. Критерии новостей. Понятие объективности.
  • Исследование контекста потребления фейков
    Социологические методы исследований медиаэффектов. Сетевая этнография. Психология медиаэффектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа - обзор литературы
  • неблокирующий Самостоятельная работа - Обоснование методологии исследования
  • неблокирующий Самостоятельная работа - демонстрация выбранного метода исследования
  • неблокирующий Презентация каждым студентом своего исследования - своего рода предзащита
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Презентация каждым студентом своего исследования - своего рода предзащита + 0.2 * Самостоятельная работа - демонстрация выбранного метода исследования + 0.4 * Самостоятельная работа - обзор литературы + 0.2 * Самостоятельная работа - Обоснование методологии исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Atton, C. (2002). Alternative Media. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268597
  • LaGarde, Jennifer, and Darren Hudgins. Fact Vs. Fiction : Teaching Critical Thinking Skills in the Age of Fake News, International Society for Technology in Education, 2018. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5880820.
  • McChesney, Robert W.. Rich Media, Poor Democracy : Communication Politics in Dubious Times, The New Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1974566.
  • Post-Truth Phenomenon: The Devaluation of Fact in Media Discourse ; Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D8B8DC92
  • Schmeichel, M., Hughes, H. E., & Kutner, M. (2018). Qualitative Research on Youths’ Social Media Use: A Review of the Literature. Middle Grades Review, 4(2).
  • Мультимедийная журналистика, , 2017
  • Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
  • Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Nygaard, S. (2020). Boundary Work: Intermedia Agenda-Setting Between Right-Wing Alternative Media and Professional Journalism. https://doi.org/10.1080/1461670x.2020.1722731
  • Бурцев В.А. - Основные понятия французской школы анализа дискурса в терминах: учебный словарь-справочник - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 121с. - ISBN: 978-5-9765-4103-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/121934
  • Лингвосемиотика милитарно-медийного дискурса (на материале современных публикаций англоязычных СМИ) : монография / Н.Г. Склярова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 88 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf3b8d6198855.02642558. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/968061