2020/2021
Механизмы создания и репрезентации недостоверной информации (fake news) в мейнстрим и альтернативных медиа
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Преподаватели:
Кирия Илья Вадимович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе этого НИСа мы будет разбирать методы, при помощи которых можно исследовать механизмы создания фейковых новостей. Помимо теоретических подходов к фейковым новостям, мы будем рассматривать эмпирические методы для исследования контента и манипуляций общественным мнением, связанных с созданием определенных фреймов, выбором экспертов и т.п.
Цель освоения дисциплины
- Научить студентов формулировать научную проблематику в сфере фейк-ньюз
- Знакомство студентов с базовыми теоретическими рамками для анализа фейковых новостей в разных научных контекстах
- Сформировать у студентов базовые представления о методологии и структуре своих будущих теоретических работ (курсовых) по данной тематике
- Познакомить студентов с базовой методологией анализа контекста производства недостоверных новостей
- Познакомить студентов с базовой методологией исследований содержания недостоверных новостей
- Познакомить студентов с базовой методологией исследования контекста производства недостоверных новостей
Планируемые результаты обучения
- Различает нормативный и альтернативный подходы к понятию "новостей"
- Формулирует основные журналистские критерии новостей
- Подвергает сомнению и критикует журналистское видение "новостей"
- Выявляет причины распространения фейковых новостей в цифровом мире
- Рассуждает об актуальных событиях и проблемах в контексте проблематики фейковых новостей
- Различает основные социологические теории эффективности информации
- Применяет различные социологические теории медиаэффектов к анализу отдельных недостоверных новостей
- Дает определение понятию пост-правды и политика пост-правда
- Дает определение понятию "популизм"
- Аналитически находит связи между отдельными недостоверными новостями и причинами, связанными с ними в контексте популизма и постправды
- Дает определение альтернативных медиа
- Анализирует медиаландшафт того или иного социума на предмет основных и альтернативных медиа
- Классифицирует основные методы исследования производства фейков
- Определяет теоретическую рамку и контекст исследований производства информации
- Владеет методами глубинных интервью, опроса, наблюдения для исследования контекста производства фейковых новостей
- Классифицирует основные методы анализа контента фейков
- Применяет отдельные методы анализа контента (контент-анализ, дискурс-анализ, нарративный анализ) для анализа феномена фейковых новостей
- Классифицирует и различает разные методы исследования контекста потребления новостей
- Различает разные теоретические рамки исследований медиапотребления: культурологическая рамка, транзакционная рамка и пр.
- Применяет базовые методы для изучения контекста медиапотребления на практике (наблюдение, глубинные интервью, опросы)
Содержание учебной дисциплины
- Фейковые новости как социальная проблемаФейковые новости как старая социальная проблема. Трансформация распространения фейков в цифровой среде. Функции новостей и нарушение функций новостей в ситуации фейков. Представления об информации.
- Медиаэффекты и фейковые новостиОсновные эффекты новостей и воздействие фейк-ньюз. Когнитивный диссонанс. Сила подтверждения. Эффект культивации. Модели пропаганды и их работа в условиях фейк-ньюз.
- Пост-правда, фейк-ньюз и популизмПонятия и их соотнесение. Понятие правды и разные подходы к нему в медийных теориях. Понятие пост-правды и фуколдианская философия. Понятие популизма
- Фейковые новости и активизм: мейнстрим и альтернативные медиаТеория альтернативных медиа и основных медиа. Граница между медийным активизмом и "гражданской журналистикой"
- Методы исследования производства фейковПроизводство фейков: дистрибуция фейков и потребление фейков: три контекста исследований. Исследование производства фейков: институциональные исследования, исследование редакционной политики, исследования формирования новостной повестки.
- Методы исследований контента фейковДискурсный анализ. Контент-анализ. Исследование нарративных структур. Культурологические методы исследований фейков как культуры.
- Понятие "новостей" в различных традицияхРазличные подходы к понятию новостей в теориях медиа. Нормативная модель новостей и относительная модель новостей. Критерии новостей. Понятие объективности.
- Исследование контекста потребления фейковСоциологические методы исследований медиаэффектов. Сетевая этнография. Психология медиаэффектов.
Элементы контроля
- Самостоятельная работа - обзор литературы
- Самостоятельная работа - Обоснование методологии исследования
- Самостоятельная работа - демонстрация выбранного метода исследования
- Презентация каждым студентом своего исследования - своего рода предзащита
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Презентация каждым студентом своего исследования - своего рода предзащита + 0.2 * Самостоятельная работа - демонстрация выбранного метода исследования + 0.4 * Самостоятельная работа - обзор литературы + 0.2 * Самостоятельная работа - Обоснование методологии исследования
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Atton, C. (2002). Alternative Media. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268597
- LaGarde, Jennifer, and Darren Hudgins. Fact Vs. Fiction : Teaching Critical Thinking Skills in the Age of Fake News, International Society for Technology in Education, 2018. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5880820.
- McChesney, Robert W.. Rich Media, Poor Democracy : Communication Politics in Dubious Times, The New Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1974566.
- Post-Truth Phenomenon: The Devaluation of Fact in Media Discourse ; Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D8B8DC92
- Schmeichel, M., Hughes, H. E., & Kutner, M. (2018). Qualitative Research on Youths’ Social Media Use: A Review of the Literature. Middle Grades Review, 4(2).
- Мультимедийная журналистика, , 2017
- Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
- Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0
Рекомендуемая дополнительная литература
- Nygaard, S. (2020). Boundary Work: Intermedia Agenda-Setting Between Right-Wing Alternative Media and Professional Journalism. https://doi.org/10.1080/1461670x.2020.1722731
- Бурцев В.А. - Основные понятия французской школы анализа дискурса в терминах: учебный словарь-справочник - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 121с. - ISBN: 978-5-9765-4103-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/121934
- Лингвосемиотика милитарно-медийного дискурса (на материале современных публикаций англоязычных СМИ) : монография / Н.Г. Склярова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 88 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf3b8d6198855.02642558. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/968061