• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Исследования медиакоммуникаций в образовании

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар “Исследования медиакоммуникаций в образовании” - курс, разработанный на базе лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ для студентов бакалавриата по образовательным программам Медиакоммуникации и Журналистика. Цель курса - познакомить студентов с теоретическими и прикладными исследованиями медиакоммуникаций в сфере образования и сформировать у слушателей понимание различных областей и направлений исследования в этой сфере. В рамках курса будут затронуты различные темы, касающиеся необходимости образовательным учреждениям выстраивать коммуникационные и маркетинговые стратегии, анализировать и понимать свою целевую аудиторию, разрабатывать образовательные медиапродукты, а также адаптировать образовательный контент под новые формы дистанционного обучения. Помимо этого, в рамках курса мы разберем основы исследования рынка медиакоммуникаций в образовании, а также основные тренды медиатизации современного образовательного процесса. Программа курса выстроена таким образом, что каждый студент в рамках своей работы проходит все стадии исследования, при этом погружаясь в сферу исследований в области медиакоммуникаций в образовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование навыков планирования исследовательской работы в сфере медиакоммуникаций в образовании.
  • Формирование навыков понимания различных эмпирических методов и их релевантности для достижения различных целей исследования в области медиакоммуникаций в образовании.
  • Практическое освоение всех основных этапов проведения исследовательской работы: от постановки исследовательских вопросов и разработки дизайна исследования до анализа данных и представления итогового отчета.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю развития дисциплинарной области медиакоммуникации в образовании, в частности историю роли медиа в формировании текущей системы образования, а также понимание различий между уровнями и видами образования.
  • Разрабатывает дизайн исследования и подбирает теоретическую базу исследования при проведении исследовательской работы.
  • Применяет основные качественные методы исследования, знает их особенности, умеет выбирать аналитические процедуры, релевантные целям и задачам исследования.
  • Составляет инструментарий для качественного исследования (гайд интервью, сценарий фокус-группы)
  • Интерпретирует полученные в ходе исследования качественные данные
  • Выбирает релевантные количественные методы исследования для решения целей и задач собственного исследовательского проекта.
  • Составляет опросник для проведения количественного исследования.
  • Применяет основные виды вопросов и шкал для составления опросного инструментария.
  • Интерпретирует полученные в ходе исследования количественные данные.
  • Применяет основные методы анализа рынка.
  • Интерпретирует данные, полученные в ходе анализа рынка в сфере медиакоммуникаций в образовании.
  • Применяет методы кабинетного исследования, умеет выбирать аналитические процедуры, релевантные целям и задачам исследования.
  • Применяет методы анализа текстов, умеет выбирать аналитические процедуры, релевантные целям и задачам исследования
  • Применяет методы исследования, основанные на экспериментах, умеет выбирать аналитические процедуры, релевантные целям и задачам исследования.
  • Интерпретирует результаты исследований, полученные в ходе применения различных методов исследования (кабинетное исследование, анализ текстов, экспериментальные методики).
  • Составляет структуру отчета по исследованию.
  • Адаптирует результаты самостоятельно проведенного исследования к структуре отчета, готовит исследовательскую документацию.
  • Визуализирует результаты самостоятельно проведенного исследования.
  • Презентует результаты исследования в сфере медикоммуникаций в образовании.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История развития дисциплинарной области медиакоммуникации в образовании
    Изучаем историю взаимодействия медиа и системы образования в России, анализируем роль медиа в развитии и трансформациях системы образования в СССР и в Российской федерации. Анализ текущей системы образования, ее структуры и истории последних реформ в сфере образования.
  • Дизайн исследования и теоретическая база исследования при проведении исследовательской работы
    В рамках этой темы студенты разбирают основные элементы дизайна исследования применительно к сфере медиакоммуникаций в образовании, изучают основные принципы подбора теоретической базы и правила работы с источниками.
  • Качественные методы и их применение в исследованиях медиакоммуникаций в образовании
    В рамках этой темы студенты осваивают основные качественные методы проведения научного исследования и рассматривают их возможности применения в сфере медиакоммуникаций в образовании с учетом специфики исследовательского поля.
  • Количественные методы и их применение в исследованиях медиакоммуникаций в образовании
    В рамках этой темы студенты осваивают основные количественные методы проведения научного исследования и рассматривают их возможности применения в сфере медиакоммуникаций в образовании с учетом специфики исследовательского поля.
  • Иные методы исследования
    В рамках этой темы студенты осваивают другие релевантные методы для проведения исследований в сфере медиакоммуникаций в образовании.
  • Методы анализа рынка
    Студенты осваивают методы исследования рынка применительно к сфере медиакоммуникаций в образовании.
  • Структура отчета научного исследования и визуализация данных
    В рамках этой темы студенты осваивают основные правила написания исследовательских отчетов для подготовки финального задания по курсу.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в рамках семинаров
  • неблокирующий Защита курсовой работы
  • неблокирующий Письменные домашние задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Защита курсовой работы + 0.4 * Письменные домашние задания + 0.3 * Работа в рамках семинаров
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alan Bryman, & The Programme Aims. (2001). Social research methods. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.151A861A
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ogden, J. (2019). Thinking Critically About Research : A Step by Step Approach. Abingdon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1896994
  • Данилина, А. (2013). Функциональная И Жанрово-Тематическая Специфика Школьных Сми.
  • Дацун, Н. Н. (2019). SPOCs in University Education: European Experience ; SPOC в высшем образовании: европейский опыт.
  • Захарова У. С., & Танасенко К. И. (2019). Моок В Высшем Образовании: Достоинства И Недостатки Для Преподавателей. Вопросы Образования // Educational Studies, 3, 176.
  • Радаев, В. В. (2013). How to write an academic paper ; Как написать академический текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E43119D2
  • Радина Надежда Константиновна, & Шаманина Светлана Андреевна. (2015). Роль СМИ в продвижении положений российской образовательной политики (на материалах ток-шоу).
  • Семенова Т.В., & Вилкова К.А. (n.d.). Вклад Характеристик Участников Массовых Открытых Онлайн-Курсов (Моок) В Формирование Уровня Удовлетворенности Обучением.
  • Семенова, Т. В., Вилкова, К. А., & Щеглова, И. А. (2018). The MOOC Market: Prospects for Russia ; Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России.