• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Коммуникации в современном обществе: теория и практика

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины предполагается освоение современных концепций практической коммуникации, демонстрация возможностей применения гуманитарного знания на практике, знакомство с современными технологиями решения сложных практических задач с применением инструментария из смежных гуманитарных областей. Изучение данной дисциплины не предполагает предварительной подготовки, но в целом базируется на дисциплинах, изучаемых студентами в разных программах подготовки, таких как: - Социология, - Психология, - Философия, - Теория организации, - Общий менеджмент
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширить у студентов общегуманитарный и профессиональный кругозор
  • Сформировать системные представления в области внутриорганизационных и профессиональных коммуникаций
  • Поддержать и развить навыки успешного профессионального и межличностного взаимодействия, понимания особенностей управления собственным и чужим поведением
  • Развить практические навыки применения различных методов и технологий регулирования и коррекции организационных и профессиональных взаимоотношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение адекватно использовать соответствующую терминологию
  • Знание ключевых концепций и теорий коммуникативного взаимодействия
  • Понимание актуальных и перспективных задач анализа, регулирования и коррекции индивидуального и группового поведения
  • Умение организовывать взаимодействие с другими людьми для решения конкретных задач
  • Умение формулировать гипотезы о конфликтогенных организационных факторах
  • Умение прогнозировать и планировать поведение сотрудников в конкретных организационных ситуациях
  • Знание ключевых концепций и теорий межкультурного интеллекта
  • Умение анализировать ситуации и поведение других людей с целью формирования адекватной конструктивной, в том числе – кросс-культурной, коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что мы знаем о коммуникациях?
    Цель изучения: ознакомление с основными характеристиками и классическими моделями коммуникации Содержание темы: Коммуникация как объект и предмет исследования. Коммуникация в живой природе. Сущность коммуникации. Классические модели коммуникации (линейная, циклическая, интерактивная)
  • Психологические основы коммуникации
    Цель изучения: Формирование представлений о сущности Содержание темы: Коммуникативная ситуация и ее восприятие. Механизмы социальной перцепции. Организация социальной перцепции. Ключевые стереотипы и их роль в коммуникации. Ключевые барьеры коммуникации. Общие коммуникативные нормы: принципы и максимы коммуникации. Конструктивная и деструктивная обратная связь
  • Особенности вербальных коммуникаций
    Цель изучения: Формирование представлений о роли вербальной составляющей в коммуникациях Содержание темы: Структура высказывания. Предикация и ее особенности. Отражение характеристик говорящего / пишущего в структуре высказывания. Структура текста как отражение отношения к описываемой ситуации. Отражение субъективной картины мира в сюжете и структуре текста. Внешняя и внутренняя речь. Устная и письменная речь. Монолог, диалог, полилог
  • Невербальная коммуникация
    Цель изучения: Формирование представлений о роли невербальной составляющей в коммуникациях Содержание темы: Невербальная коммуникация: функции и возможности. Разнообразие средств невербальной коммуникации. Атрибуция ситуации с помощью средств невербальной коммуникации. Распознавание невербальных коммуникативных сигналов. Столкновение вербальных и невербальных сигналов
  • Стрессовые и конфликтные коммуникации
    Цель изучения: Формирование представлений о принципах и правилах поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях Содержание темы: Критические ситуации: особенности коммуникации. Стрессовые ситуации: специфика коммуникации. Конфликтные коммуникации. Динамика конфликта: эскалация и урегулирование. Манипуляции в коммуникациях. Совладающее поведение
  • Убеждающая коммуникация
    Цель изучения: Формирование навыков анализа потребностей в убеждении других людей и навыков убеждающего поведения Содержание темы: Природа убеждения. Социально-психологическая модель убеждения. Убеждающее поведение. Аргументация и убеждающий текст. Сопротивление убеждению. Виды убеждающего взаимодействия: дискуссии и переговоры. Приемы эффективной аргументации
  • Разнообразие групповых коммуникаций
    Цель изучения: Формирование навыков группового взаимодействия Содержание темы: Группа как пространство коммуникации. Групповая коммуникация как процесс. Групповое мышление и эффективность групп. Технологии проведения групповой дискуссии. Проектная работа, работа в изоляции, виртуальные команды
  • Коммуникация в рабочей среде
    Цель изучения: Формирование навыков оценки организационной ситуации, формирование навыков организационного поведения Содержание темы: Общие представления о групповых коммуникациях. Корпоративная культура как интегратор организационных коммуникаций. Формальные организационные коммуникации. Неформальные организационные коммуникации. Система организационных коммуникаций и коммуникативные сети. Коммуникативный цикл работника
  • Коммуникативная этика
    Цель изучения: Формирование навыков построения этичных коммуникаций в непосредственном и опосредованном взаимодействии Содержание темы: Общие принципы коммуникативной этики. Каналы и средства коммуникации: современный этикет. Этические проблемы сетевой коммуникации и сетевой этикет. Специфика коммуникаций в межкультурном пространстве. Персональный имидж и его реализации в коммуникации
  • Навыки эффективной коммуникации
    Цель изучения: Формирование эффективных навыков коммуникации для развития профессионального и организационного взаимодействия Содержание темы: Эффективная презентация. Активное слушание. Модерация. Нетворкинг (создание и развитие отношений). Сетевое поведение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой проект
    Групповой проект (домашнее задание) выполняется в небольших группах (по 5-7 человек) на всем протяжении изучения дисциплины. Для этого на первой неделе студенты самостоятельно формируют рабочие группы. Подготовка проекта представляет собой самостоятельную групповую работу студентов, посвященную подготовке и презентации проекта, демонстрирующего групповые коммуникативные компетенции. Объем текста – не менее 20 стр.
  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Решение кейса, предложенного преподавателем на занятии (или подготовленное домашнее задание) представляет собой самостоятельную групповую работу 3-5 студентов или самостоятельную работу одного студента (по выбору преподавателя). Результат обсуждения предоставляется в виде устного доклада или письменного ответа, направляемого преподавателю для оценивания. Презентация доклада предъявляется другим студентам на семинарском занятии для последующего обсуждения затронутых в ней тем и /или кейсов, предложенных преподавателем. Презентация доклада предполагает выступление 3-5 минут с последующим обсуждением. Оценивается как сам доклад, так и ответы докладчиков на вопросы аудитории.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Групповой проект + 0.2 * Тестирование + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гавра Д. П. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 231с. - ISBN: 978-5-534-06317-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-kommunikacii-433390
  • Гулевич О. А. - ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-10719-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-mezhgruppovyh-otnosheniy-431344

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Адамьянц Т. З. - СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-534-06898-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnye-kommunikacii-442012
  • Ивин А. А. - РИТОРИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 278с. - ISBN: 978-5-534-01111-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ritorika-433562
  • Ивин А. А. - РИТОРИКА. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 278с. - ISBN: 978-5-534-03849-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ritorika-436561
  • Корягина Н. А. - САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 225с. - ISBN: 978-5-534-11562-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/samoprezentaciya-i-ubezhdayuschaya-kommunikaciya-445661
  • Марков Б.В. - Философия языка и коммуникации. Т. 1. Теории языка и коммуникации. Учебник - Русайнс - 2018 - 213с. - ISBN: 978-5-4365-2690-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930120
  • Марков Б.В. - Философия языка и коммуникации. Т. 2. Техники и медиакомуникации. Учебник - Русайнс - 2018 - 233с. - ISBN: 978-5-4365-2691-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931926
  • Собольников В. В. - НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 164с. - ISBN: 978-5-534-05922-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/neverbalnye-sredstva-kommunikacii-441433
  • Третьяк Г. Е. - Кризисные коммуникации - феномен социокультурной действительности. Монография - Русайнс - 2018 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-2390-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929506
  • Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» и специальностям 350400 «Связи с общественностью», 350700 «Реклама» / Н.Дж. Холден; Пер. с англ. под ред. проф. Б.Л. Ерёмина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. — 384 с. (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00886-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028506