• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Проектный семинар

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Андрианова Надежда Георгиевна, Дресвянин Андрей Валентинович, Новичков Алексей Владимирович, Смагин Алексей Вячеславович
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины являются понимание студентами основ работы с данными, их анализа и визуализации с помощью инструментов без программирования. Слушатели курса должны разбираться в типах данных, знать, где и как найти данные, какие данным можно доверять, а каким – нет, как проверить данные. А также понимать, какие инструменты для работы с данными стоит использовать в тех или иных случаях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание студентами основ работы с данными, умение их анализировать и визуализировать без программирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает, что такое data-driven контент и в чем его особенности
  • Понимаем историю феномена
  • Понимает, что такое данные, что такое большие данные
  • Понимает и умеет отличать типы и форматы данных
  • Понимает основные понятия статистики
  • Знает источники данных, скрэйпит данные с сайтов
  • Определяет признаки грязных данных и исправляет их
  • Строит гипотезы и задает вопросы к данным
  • Понимает принципы работы основных функций программы Excel
  • Понимает основы работы в программе Tableau, ищет инсайты с помощью программы
  • Знает основы визуального мышления, выбирает тип визуализации
  • Знает виды карт, строит карту точек и карту полигонов
  • Интерпретирует и представляет результаты исследований
  • Дает определение понятия «диаграмма», различает типы диаграмм, использует типы диаграмм в соответствии с имеющимися данными
  • Называет составные элементы диаграмм, редактирует их
  • Создает комплексные визуализации данных.
  • Дает определение понятию «графическая схема».
  • Схематически визуализирует процессы и концепции
  • Работает с современными офисными сервисами документооборота для построения визуализаций
  • Дает определение понятию «сюжетная линия».
  • Создает сценарии презентации с учетом целевой аудитории
  • Пользуется программой графического редактирования и использует её для оформления диаграмм
  • Называет или выделяет случаи, когда применение анимации в презентациях уместно
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 3 модуль. Тема 1. Что такое data-driven контент
    Определение. Особенности. Разбор кейсов. Предпосылки появления направления.
  • 3 модуль. Тема 2. История развития обработки и анализа данных
    Основные этапы становления анализа и визуализации данных.
  • 3 модуль. Тема 3. Что такое данные
    Определение. Понятие «большие данные». Отличия данных и информации. Свойства данных. Определение «датасет».
  • 3 модуль. Тема 4. Типы и форматы данных
    Основные типы переменных. Форматы данных, их основные отличия.
  • 3 модуль. Тема 5. Основы статистики
    Определение статистики. Генеральная совокупность, выборка. Основы описательных статистик.
  • 3 модуль. Тема 6. Получение данных
    Источники данных: государственные, коммерческие, общественные. Основные порталы открытых данных. Краудсорсинг данных. Основы скрейпинга данных.
  • 3 модуль. Тема 7. Очистка данных
    Признаки грязных данных. Инструменты очистки данных. Практика по очистке данных.
  • 3 модуль. Тема 8. Анализ данных. Гипотезы
    Выбор темы для дата-материала. Алгоритм формулировки гипотез. Практика по формулировании гипотез.
  • 3 модуль. Тема 9. Анализ данных. Эксель.
    Основные функции табличного редактора. Сводные таблицы. Формулы.
  • 3 модуль. Тема 10. Анализ данных. Tableau.
    Основные функции программы.
  • 3 модуль. Тема 11. Визуализация данных
    Основы визуализации данных. Алгоритм выбора типа визуализации данных. Инструменты создания визуализаций.
  • 3 модуль. Тема 12. Картография
    Основные виды карт. Принципы создания карт. Основные ошибки при создании карт. Инструменты создания карт.
  • 3 модуль. Тема 13. Дата-сторителлинг
    Интерпретация результатов исследований. Как рассказать о результатах исследования.
  • 4 модуль. Тема 1. Типология визуализации данных
    Что такое визуализация. Зачем ее используют. Краткая история. Что такое диаграмма. Типы диаграмм. Когда какую диаграмму используют. Характерные ошибки использования диаграмм. Выбор типа диаграммы на основе структуры данных.
  • 4 модуль. Тема 2. Анатомия диаграммы
    Из чего состоят диаграммы. Прямоугольная система координат. Оси, сетка, метки, столбики, графики кривых, маркеры, подписи и выносы. Когда какой элемент важнее в оформлении.
  • 4 модуль. Тема 3. Комплексные диаграммы
    Сложные типы диаграмм: санкей, гант, сетевой и их модификации. Где и как их лучше всего строить. Какой тип данных подходит и как подготовить таблицу.
  • 4 модуль. Тема 4. Графическая схема
    Как объяснить процесс или концепцию графически. Что такое блок-схема. Что такое майндмап. Что такое скрайбинг. Как использовать метафоры для оформления концепций: колесо, лестница, пирамида.
  • 4 модуль. Тема 5. Офисные сервисы
    Современные системы документооборота. Использование шрифтовых стилей, списков, таблиц и диаграмм в современной коммуникации.
  • 4 модуль. Тема 6. Сценарий презентации
    Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка. Редактирование сюжетной линии. Кривые эмоций повествования. Оценка целевой аудитории. Удержание внимания аудитории.
  • 4 модуль. Тема 7. Графические редакторы
    Что такое графический редактор. Знакомство с актуальным графическим редактором: панели, меню, базовый функционал. Что такое векторная графика. Как создать диаграмму в векторном формате и сделать отредактированную версию в заданном стиле.
  • 4 модуль. Тема 8. Анимация
    Как анимацию использовать для визуализации данных. Примеры использования анимации. Принципы анимации элементов визуализации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 3 модуль. Посещаемость
  • неблокирующий 3 модуль. Тест
  • неблокирующий 3 модуль. Домашнее задание 1
  • неблокирующий 3 модуль. Домашнее задание 2
  • неблокирующий 3 модуль. Домашнее задание 3
  • неблокирующий 3 модуль. Домашнее задание 4
  • неблокирующий 3 модуль. Финальный проект
  • неблокирующий 4 модуль. Задание 1
  • неблокирующий 4 модуль. Задание 2
  • неблокирующий 4 модуль. Задание 3
  • неблокирующий 4 модуль. Задание 4
  • неблокирующий 4 модуль. Задание 5
  • неблокирующий 4 модуль. Задание 6
  • неблокирующий 4 модуль. Итоговая работа
  • неблокирующий 4 модуль. Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * 3 модуль. Домашнее задание 1 + 0.1 * 3 модуль. Домашнее задание 2 + 0.1 * 3 модуль. Домашнее задание 3 + 0.1 * 3 модуль. Домашнее задание 4 + 0.1 * 3 модуль. Посещаемость + 0.2 * 3 модуль. Тест + 0.3 * 3 модуль. Финальный проект
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * 4 модуль. Задание 1 + 0.1 * 4 модуль. Задание 2 + 0.1 * 4 модуль. Задание 3 + 0.1 * 4 модуль. Задание 4 + 0.1 * 4 модуль. Задание 5 + 0.1 * 4 модуль. Задание 6 + 0.2 * 4 модуль. Итоговая работа + 0.2 * 4 модуль. Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chambers, L., Bounegru, L., Gray, J., European Journalism Centre, & Open Knowledge Foundation. (2012). The Data Journalism Handbook. O’Reilly Media.
  • Riccardo Mazza. (2009). Introduction to Information Visualization. Springer.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bradshaw, P. (2014). Data journalism. Taylor and Francis. https://doi.org/10.4324/9780203702567
  • Robert Spence. (2014). Information Visualization : An Introduction (Vol. 3rd ed. 2014). Springer.