• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Социология медицины

Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс является введением в проблематику социальных исследований медицины, здоровья и болезни. Цель курса – раскрыть значение медицинских институтов в современных обществах, и показать, что понятия здоровья и болезни обозначают не только биологические феномены, но включают также широкий спектр социальных, политических, экономических и культурных коннотаций. В центре внимания – основные темы современной социологии медицины: социальные факторы распределения болезней среди разных групп населения (в глобальной и локальной перспективах); тенденции «медицинского» поведения разных групп населения; расширение медикализации, переход к биомедикализации и генетизации общества; профессионализации и коллизии врачебной власти, переосмысление отношений «врач-пациент»; противостояние медицинских культур и идеологий, подъем (пара)медицинских движений; политики здравоохранения и социокультурные модели медицинской помощи; конструирование социальных смыслов болезней, боли и инвалидности; меняющиеся представления о теле и значение телесного опыта; социальные эффекты развития биотехнологий; фармацевтическая экспансия и коммерциализация здоровья и тела в современных обществах, социальное производство медицинского знания; «включение» болезни в биографию и проблемы идентификации хронически больного и т.д. Отдельное внимание в курсе уделено социальной проблематике эпидемий. Внимание, которое уделяется в курсе возможностям социологических теорий и методов в объяснении социальной природы здоровья и болезней, позволяет с разных сторон увидеть изучаемые практики и контексты. Работа с фактическим материалом основывается на разборе и применении ключевых социологических концепций и подходов к анализу социальных контекстов здоровья и болезни. Курс предназначен сформировать и развить у слушателей социологическую точку зрения на вопросы здоровья и болезни, закрепляет навыки критического мышления. Материал курса основывается на теориях и эмпирических данных социологии, социальной антропологии, культурологии, социальной психологии. В курсе используются методы практико-ориентированного обучения: кейс-стади, визуальный анализ, работа в малых группах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать общее представление о различных аспектах социологического понимания феноменов здоровья и болезни
  • дать объемное представление об основных теоретических перспективах, вопросах и исследовательских проблема, составляющих корпус современной социологии здоровья и болезни
  • познакомить слушателей с актуальными практическими проблемами и идеологическими дилеммами медицинской практики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • формирование критической позиции относительно тех способов, посредством которых здоровье и болезни производятся под воздействием социальных, политических, экономических и культурных условий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Здоровье, болезнь и медицина как предметы социологического изучения. Обзор основных понятий и подходов
    Здоровье и болезнь в истории общества. Эпидемиологические переходы, изменения структуры заболеваемости и смертности. Развитие медицины (основные этапы). Медицинская модель болезни. Социологическая модель болезни. От эпидемиологии к социальной эпидемиологии. Социология медицины: дисциплинарные истоки и первые исследования. От социологии медицины к социологии здоровья и болезни. Здоровье, болезнь, тело, болезненное поведение. Социологические концептуализации болезни и здоровья. Структурно-функционалистский подход (Л. Хендерсон, Т. Парсонс, Р.К. Мертон): отношение «врач-пациент» как социальная система; социальные роли врача и больного. Болезнь как девиация. Натурализм и нормативность медицинских феноменов. Проблема социальной ре-интеграции больного. Чикагская школа: исследования социального распределения психических заболеваний Фэриса и Данема; исследование института медицины и врачебной профессии Э. Хьюза. Критическое (марксистско-ориентированное) направление в исследовании медицины: исследование медицины как института социального контроля И. Зола; «Медицинская Немезида» И. Иллича; тезис Т. Маккиуона. Социальная ятрогения. Медицина как средство капиталистической гегемонии. Распределение власти в отношениях «врач-пациент». Гендерный анализ здоровья и болезней: исследование неоплачиваемой медицинской работы женщин М. Стейси; исследование заботы в медицинский учреждениях А. Хохшильд. Гендерные различия в опыте болезни (Анандэйл). Коммодификация здоровья. Феноменология тела (М. Мерло-Понти). Телесные идиомы. «Живое» тело – тело как машина.
  • Тема 2. Неравенство и здоровье
    Глобальное неравенство в распределении здоровья и болезней. Смертность и ожидаемая продолжительности жизни в исторической и региональной перспективах (А. Дитон). Болезни и уровень жизни. Факторы социальной дифференциации по уровню здоровья и заболеваемости: материальное благосостояние, социальный класс, пол, возраст, образование, этничность, жизненный стиль, профессия (занятие), жилищные условия и т.д. Типология факторов распределения по уровню заболеваемости: проксимальные, средне-ранговые, дистальные (периферийные). Здоровье и социально-экономический статус (СЭС). Типы объяснений связи между СЭС и здоровьем. Модель факторов риска. Теория фундаментальных социальных причин. Болезни бедных. Здоровье и социальный класс: отчет Блэка. Здоровье, габитус и стиль жизни: исследование российских практик У. Коккерема. Доступность медицинской помощи. Здоровье как ценность: история и социальный контекст. Культура здорового образа жизни и эйджизм. Репродуктивное здоровье: дилемма приватного и публичного. Гендер и здоровье: социальные условия «мужской» и «женской» заболеваемости. Гендерное неравенство в отношении здоровья. Гендерные аспекты заботы о здоровье.
  • Тема 3. (Био)медикализация общества
    Медикализация общества. Объекты медикализации: рождение, смерть, менструация, сексуальное, поведение транссексуальность и т.д. Истоки и социальные факторы медикализации. Медицинский контроль (И. Зола). «Рождение клиники» М. Фуко: власть медицинского глаза. Концепция gouvernementalité (М. Фуко, Т. Джонсон): медицина как паноптическая система. Власть в структуре отношений «врач-пациент». Исследование медицинских девиаций П. Конрада: от испорченности к болезни. Уровни медикализации: концептуальный, институциональный, интерактивный. Диагностика как нормативная практика. Гипердиагностика. Конструирование медицинской нормы и патологии. Этика медицинского эксперимента. Нюрнбергский кодекс. Соматическое общество (Б. Тернер). Господство биомедицины, ее оптика и принципы различения. Наука и медицина: научна ли медицина? Доказательная медицина и «золотой стандарт» клинических испытаний. Биотехнологии и биовласть. Теория биомедикализации (А. Кларк). «Социальная гигиена». Критика медицинской модели и медикализации. Антипсихиатрия и движение против медицины (Р. Лэйнг, Ф. Базальи, Ж. Деверо, Т. Шаш). Медицинская гегемония. «Калечащие профессии» И. Иллича. Фарминдустрия и медикализация: торговля болезнями (Л. Пэйер). Медикализация репродукции. Женское тело и репродуктивные технологии: борьба за контроль и перераспределение власти. Демедикализация. Ремедикализация: случай гомосексуальности. Генетизация.
  • Тема 4. Медицинская профессия
    Профессионализация медицины: основные этапы (США, Европа, Россия). Доклад А. Флекснера и его значение для развития национального здравоохранения. «Золотой век» медицины. Социологические определения медицинской профессии: теория черт (А. Кэрр-Сандерс, П. Уилсон, Дж. Миллерсон); функционалисты о роли врача и пациента (Т. Парсонс). Альтруистический идеал как структурное условие медицинской врачей. Влияние профессиональных ассоциаций врачей и значение медицинских этических кодексы. Интеракционистский подход в исследования медицинской профессии. Исследования Э. Хьюза и Г. Беккера: изготовление врача, «мальчики в белом». Профессиональная культура врачей. Медицинская рутина. Врачебные ошибки. Марксистская критика: «коррозия» медицинской власти. Исследования М. Хог, Дж. Маккинли и Д. Коберна: депрофессионализация и пролетаризация медицины. Проблематика доверия в медицине. Менеджериальная революция и падение автономии врачей. Компьютеризация медицины. Гендерный подход к анализу медицинской профессии: врачи и медсестры. Исследование А. Витц: патриархат в медицинской профессии. Медицинская профессия и управление эмоциями. Рестратификация медицинской профессии (Э. Фрейдсон). Иерархии в структуре медицинской профессии: врачи, медсестры, сиделки и другие агенты медицинской помощи. Медицинские специалисты и групповые механизмы поддержания профессионального господства. Профессиональный проект и профессионализация (М.С. Ларсон). Профессиональный контроль. Креденциализм (Р. Коллинз). Системный подход (Э. Эббот). Медицинская профессия и ее институциональная среда. Границы юрисдикции и их защита. Менеджерализм, бюрократизация и другие вызовы медицинской профессии. Изменение природы профессионализма: Дж. Эветс организационный и групповой профессионализм в медицине. Динамика отношений «врач-пациент». Доверие в отношениях врача и пациента (Аронсон, Чирикова, Тарасенко). Исследование взаимоотношений врачей и пациентов в СССР М. Филда. Консюмеристский поворот и медицинская помощь. От пациентоцентричной к клиентоцентричной и партисипаторной моделям медицинской помощи. Проблема информированного согласия. Исследования медицинской профессии в современной России.
  • Тема 5. Боль, инвалидность и хронические заболевания
    Модели социальных реакций на болезнь (Д. Механик). Болезнь как социальный опыт (К. Чармас). Болезнь как биографический «разрыв». Болезнь как неудача. Боль и телесность в социальном и культурном контекстах. Модели принятия решения пациентами. Опыт госпитализации. Феноменологии тела и боли. Дуализм физического и ментального (М. Мерло-Понти). Боль как социальный конструкт. Социализация и опыт болезни. Пациентские нарративы. Хронические болезни. Больной как Другой и как Чужак. Социальный опыт ВИЧ/СПИД. Феномен СПИД-диссидентства. Технологии против боли: pro e contra. Практики инклюзии и исключения в здравоохранении. Социальная и культурная модели инвалидности. Факторы инвалидности. Социальные характеристики инвалидности. Инвалидность и жизненные траектории. Инвалиды как группа меньшинства. Стигма болезни, увечья или инвалидности. Управление стигмой. Социология ментальных болезней. Медикализация безумия (М. Фуко). Социальные движения инвалидов. Паралимпиада. Виктимизация.
  • Тема 6. Плюрализм и альтернативная медицина
    Новые медицинские движения (НМД). Философия «нью-эйдж» как идеологии НМД. Картезианская и не-картезианская модели тела и разума в разных медицинских системах. Медицинский плюрализм и консюмеризм. Медицинский мейнстрим. Медицинская модернизация (Д. Хесс). Медицинские контркультуры (М. Сакс). Медицинские парадигмы. Народная медицина и целительство. Целительские культы в России. Популярность альтернативной медицины: факторы и следствия (Иствуд, М. Сакс, У. Шарма). Институционализация и профессионализация альтернативной медицины. Комплементарная медицина. Эпистемическое господство биомедицины. Метафизики здоровья и болезни. Контроверза «редукционизм-холизм». Индивидуализм. Вопросы интеграции биомедицины и альтернативной медицины. Виды интеграции. Проблема конвергенции систем знания: границы и идентичности. Проблемы стандартизация медицинского знания. Регуляция альтернативной медицины. Стратегии и механизмы легитимации альтернативной медицины. Противостояние биомедицины и гомеопатии.
  • Тема 7. Тело и здоровье в позднемодерном обществе
    Тело как объект потребления. Культ тела и здорового образа жизни. Телесные практики саморепрезентации и идентификации. Рефлексивность позднего модерна (Э. Гидденс). Гендерные аспекты восприятия тела. Пластическая хирургия. Косметическая медицина. «Болезни красоты». Движение бодипозитив. Новые практики здорового образа жизни: диета, восточные практики, психотерапия. Биотехнологии и пролонгация жизни. Паллиативная помощь. Смерть и умирание. Стигматизация и утилизация стигмы. Биогражданство. Позитивная евгеника: риски и возможности. Ограничения и риски превентивный медицины. Культура донорства. Социальные вопросы клонирования. Неокартезианское тело (Я. Хакинг). Фармацевтический рынок и рынок здоровья. Социальные эффекты новых болезней.
  • Тема 8. Производство медицинского знания
    Социальная локализация медицинского знания. Социология знания (К. Мангейм, Р.К. Мертон, Д. Блур, Б. Латур). Проблемы медицинской модели болезни. Социальное производство болезни как научного факта: сифилис (Людвиг Флек). «Мыслительные стиль» и «мыслительный коллектив». Медицинские концепты. Репрезентация медицинских объектов. Медицинские технологии и социальные отношения. Онтологический поворот в социальных исследованиях медицины. «Множественное тело» А. Мол.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Подготовка краткого обзора по предложенной преподавателем теме с ppt-презентацией на основе не менее 3 научных статей, содержащих теоретический или эмпирической материал. Выбранные статьи согласуются с преподавателем.
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.7 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гидденс, Э., & Саттон, Ф. (2018). Essential Concepts in Sociology (excerpts) ; Основные понятия в социологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D4B982B6

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Фуко Мишель. (n.d.). Мысль извне. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmysl-izvne