• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Анализ отраслевых рынков и конкурентная политика

Статус: Курс по выбору (Прикладная экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Прикладная экономика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Анализ отраслевых рынков и конкурентная политика» знакомит студентов с концептуальными подходами к анализу проблем определения границ фирмы и межфирменного взаимодействия, и одновременно – с историей развития теории организации отраслевых рынков среди других направлений экономической теории. Центральное место в данном курсе занимает изучение основных проблем теории отраслевых рынков – включая вопросы стратегического взаимодействия продавцов, исследованиям и инновациям, конкуренции на рынках дифференцированного продукта, вертикальной организации рынка, антимонопольной политики, а также теории естественной монополии и использованию ее выводов для организации государственной политики в отраслях естественных монополий. Курс носит интегральный характер, объединяя знания, полученные в курсах микроэкономики, статистики и частично - основ эконометрики как для объяснения закономерностей конкуренции и формирования структуры рынков, так и для решения конкретных аналитических задач, возникающих перед государством при реализации конкурентной политики. Курс создает основу для развития компетенций специалистов в разных областях – от микроэкономической теории до планирования и проведения государственной политики, нацеленной на отдельные рынки, в особенности конкурентной. Экономист-теоретик, в первую очередь, знакомится с методами и проблемами формулирования и тестирования гипотез, следующих из микроэкономической теории. Экономист, специализирующийся в области фирмы, должен обогатить свои знания о закономерностях конкуренции и конкурентных преимуществ продавцов на рынках разных типов. Экономист, специализирующийся на изучении проблем государственной политики, должен познакомиться с концептуальной базой и проблемами реализации двух ключевых направлений конкурентной политики: применения антимонопольного законодательства и реформирования рынков в отраслях естественных монополий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам развернутое представление об основных моделях, объясняющих формирование структуры рынка, о влиянии структуры рынка на поведение участников и общественное благосостояние, познакомить с методами и результатами эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков и конкурентной политики.
  • Изучить методы и компоненты современной теории отраслевых рынков (Industrial Organization) как теоретического объяснения рыночных стратегий продавцов на рынках и использования методов и аргументов теории отраслевых рынков при планировании и проведении конкурентной политики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
  • Выделять факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
  • Сравнивает использование моделей стратегического взаимодействия с точки зрения оценки ценовой конкуренции.
  • Сравнивает подходы к моделированию поведения и стратегического взаимодействия продавцов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Монополия и регулирование
  • Ассортиментная политика и качество
  • Ценовая дискриминация
  • Вертикальные ограничения.
  • Ценовая конкуренция в долгосрочном периоде и молчаливый сговор
  • Вход и ограничения входа
  • Исследования, разработки и патентная защита
  • Ценовая конкуренция в краткосрочном периоде
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
    проводится в онлайн формате
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.35 * контрольная работа + 0.25 * Активность на семинарах + 0.15 * контрольная работа + 0.25 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bergh, R. V. den. (2017). Comparative Competition Law and Economics. [N.p.]: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1815134
  • Tirole, J. (1988). The Theory of Industrial Organization. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=11386

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Eisenmann, T., Parker, G., & Alstyne, M. W. V. (2006). Strategies for Two-Sided Markets. Harvard Business Review, 84(10), 92–101. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=22316862
  • Morris, D. (1977). Theory of the Firm/Theory of the Firm/The Theory of the Firm/Modern Managerial Economics/Managerial Economics/Introduction to Process Economics/An Introduction to Industrial Economics/Industrial Organization/The Strategy and Structure of British Enterprise/The Economic System/Economic Policy/An Introduction to Applied Economics/Disequilibrium Economics. Journal of Management Studies (Wiley-Blackwell), 14(1), 105–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=4555251

Авторы

  • Юсупова Гюзель Фатеховна
  • Авдашева Светлана Борисовна