• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Искусство второй половины XIX - первой половины XX века

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Петухов Алексей Валерьевич, Проказина Надежда Владимировна, Хлопина Елена Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 102

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на 4 курсе в 1-2 модуле. Курс посвящен основным проблемам европейского искусства второй половины XIX - первой половины XX вв. и охватывает материал от импрессионизма, символизма, модерна как ключевых художественных систем последней трети XIX века до экспериментов авангарда до первой мировой войны (например, кубизм, фовизм, экспрессионизм, абстракция) и между войнами (дадаизм, сюрреализм и пр.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках рассматриваемого периода
  • выработка у студентов умения раскрыть связь между формальнообразной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
  • развитие у студентов комплексного представления о взаимодействии и взаимовлиянии творчества художников, мнений критиков, деятельности художественного рынка, вкусов коллекционеров и кураторов музейных коллекций
  • формирование у студентов представления о поисках новых средств выразительности в искусстве и сложении новой системы ценностей
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть основными методами и терминологией
  • знать мировые и отечественные труды о генезисе и историческом развитии искусства в рамках рассматриваемого периода
  • знать стилистические особенности этого искусства в целом, а также о специфические черты изобразительной деятельности, присущие отдельным этапам искусства данного периода
  • представлять место и роль искусства второй половины XIX – первой половины XX века в мировой истории
  • уметь определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • уметь раскрыть связь между формальнообразной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство второй половины XIX века. Введение в изучение западноевропейского искусства второй половины XIX века.
  • Искусство Франции второй половины XIX века.
  • Искусство Великобритании второй половины XIX века.
  • Искусство Германии и Австрии второй половины XIX века.
  • Искусство первой половины ХХ века. Из века XIX-го в XX-й.
  • Искусство первой половины ХХ века. Культура символизма и ее влияние в ХХ столетии. Ар нуво.
  • Искусство первой половины ХХ века. «Сила инстинкта» и «новые обретения» фовизма.
  • Искусство первой половины ХХ века. Кубизм и его «эхо» в «-измах» 1910-х гг.
  • Искусство первой половины ХХ века. От экспрессионизма к абстракции: «Мост и Синий всадник».
  • Искусство первой половины ХХ века. На «ярмарке искусства» 1920-х. гг. Парижская школа.
  • Искусство первой половины ХХ века. Романтика беспредметного. Россия – Германия – Голландия.
  • Искусство первой половины ХХ века. Дада: антиискусство как международный проект.
  • Искусство первой половины ХХ века. Сюрреализм 1920-х–1930-х. гг. Между эпатажем, коммерцией и дизайном.
  • Искусство первой половины ХХ века. Практичность беспредметного. Баухаус, Интернациональный стиль, «модернизм».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе 1
    Приветствуется максимально широкая работа с контекстом, учет и отражение в работе путей взаимодействия различных сфер художественной жизни эпохи в рамках избранного сюжета.
  • неблокирующий Эссе 2
    Приветствуется максимально широкая работа с контекстом, учет и отражение в работе путей взаимодействия различных сфер художественной жизни эпохи в рамках избранного сюжета.
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Эссе 1 + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе 2 + 0.1 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Impressionism : origins, practice, reception, Thomson, B., 2014
  • Impressionism, Rubin, J. H., 2001
  • Orfila, J. (2007). Paul Cézanne and the making of modern art history. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.181590044
  • История импрессионизма, Ревалд, Дж., 1994
  • История импрессионизма, Ревалд, Дж., 2002
  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
  • История памятников архитектуры : от пирамид до небоскребов, Овсянников, Ю. М., 2001
  • Постимпрессионизм: от Ван Гога до Гогена, Ревалд, Дж., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A city for impressionism: Monet, Pissaro, and Gauguin in Rouen, , 2010
  • Barr, A. H. (2018). Cubism and Abstract Art. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2154455
  • Brodskai︠a︡, N. V. (2012). Symbolism. [New York]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=436236
  • Dadaism, Surrealism, and the Unconscious. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8B7A3F83
  • Expressionism in the Netherlands. (2019). Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.4c9995c5.c90f.46fd.9a2d.7e538460f957
  • Georges Seurat, Courthion, P., 1989
  • Inspiring Impressionism : the Impressionists and the art of the past, , 2008
  • Japanesque : the Japanese print in the era of Impressionism, Breuer, K., 2011
  • Kandinsky, W. (2015). Wassily Kandinsky. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055729
  • Nathalia Brodskaïa. (2018). Impressionism. [N.p.]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793825
  • Nathalia Brodskaïa. (2018). Post-Impressionism. [N.p.]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793827
  • Renoir, impressionism, and full-length painting, Bailey, C. B., 2012
  • Seder, A. (2015). Art Nouveau: Objects and Artifacts. Mineola, New York: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1155836
  • Seurat's Circus sideshow, Thomson, R., 2017
  • Theatricality in early modern art and architecture, , 2011
  • Weber, N. F. (2013). The Bauhaus Group (Vol. Unabridged). New York: Knopf. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=723242
  • Прерафаэлиты: мечты о красоте, Шестаков, В., 2004