• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Этносоциальные процессы в глобальном мире

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Этносоциальные процессы в глобальном мире» являются получение студентами знаний о ключевых направлениях фундаментальных и прикладных исследований в этносоциологии, овладение эффективными методами исследования проблем, актуальных в полиэтнической среде современного глобализирующегося общества, и использования результатов исследований на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами знаний о ключевых направлениях фундаментальных и прикладных исследований в этносоциологии, овладение эффективными методами исследования проблем, актуальных в полиэтнической среде современного глобализирующегося общества, и использования результатов исследований на практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать базовые понятия и принципы этносоциологии, методологические принципы этносоциологического исследования.
  • знать основные теории глобализации
  • знать основные теории глобализации, тенденции и перспективы этнических процессов и влияние глобализации на эти процессы и отношения, уметь определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных исследовательских задач
  • знать тенденции и перспективы этнических процессов и отношений в современном мире, уметь проводить критический анализ нормативных документов и образовательных программ, направленных на интеграцию мигрантов в социально-культурную среду принимающего общества и оптимизацию межкультурного взаимодействия, владеть навыками использования нормативных правовых документов
  • знать тенденции и перспективы этнических процессов и отношений в современном российском обществе, уметь проводить критический анализ нормативных документов и образовательных программ, направленных на интеграцию мигрантов в социально-культурную среду принимающего общества и оптимизацию межкультурного взаимодействия, определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных исследовательских и экспертных задач
  • уметь определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных исследовательских и экспертных задач; владеть навыками работы с базами данных международных социологических опросов, навыками анализа социально-значимых проблем и процессов, идентификации потребностей и интересов социальных групп
  • уметь проводить критический анализ образовательных программ, направленных на интеграцию мигрантов в социально-культурную среду принимающего общества и оптимизацию межкультурного взаимодействия, определять возможности применения теоретических положений социологии для постановки и решения конкретных экспертных задач; владеть навыками проведения сравнительного – межстранового - анализа программ реализации политики мультикультурализма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Этнос и этничность в современной науке
  • Культура в этносоциологическом дискурсе
  • Социальная и этническая идентичность: идеологический и поведенческий уровни анализа.
  • Этносоциологические анализ социального неравенства. Социальная структура и мобильность: национальные аспекты
  • Национализм. Патернализм. Мультикультурализм. Идеология, политика, повседневные практики
  • Глобализация: теоретические подходы и способы концептуализации. Этнокультурное измерение глобализационных процессов.
  • Глобализация и «макдоналдизация». Консумеризм и новые практики потребления. Глобальное и локальное в производстве и потреблении.
  • Глобальная социальная мобильность: социогеографический, социокультурный и социоэтнический аспекты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Устный экзамен
    Ключевые темы курса: 1. Этнос и этничность в современной науке. Примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы в интерпретации этнического феномена. 2. Культура в этносоциологическом дискурсе. Символическая среда этничности. Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ. Анализ элементов культуры с точки зрения их универсальности/специфичности. 3. Социальная и этническая идентичность: идеологический и поведенческий уровни анализа. Основные компоненты этнической идентичности. Когнитивные, эмоциональные и регулятивные элементы этнической идентичности. Политизация этничности. Этничность и власть. 4. Этносоциологические анализ социального неравенства. Социальная структура и мобильность: национальные аспекты. Неравенство в различных обществах: промышленных, аграрных, переходных, постиндустриальных. Углубление социально-имущественных, статусных различий, изменение системы стратификации. Этнические варианты престижных профессий и привилегии. Этнические миграции и этническое предпринимательство. Социальная мобильность и национальная вариативность в политическом сознании. 5. Национализм. Патернализм. Мультикультурализм. Идеология, политика, повседневные практики Основные теории национализма. Причины и источники национализма. Национализм как доктрина и политическое движение. Проблемы интеграции в полиэтнических обществах. Подходы к пониманию мультикультурализма и полиэтничности. Глобализация и формы мультикультурализма (Канада, США, Австралия, европейские государства, Россия). Эффективность политики мультикультурализма, барьеры на пути ее реализации. 6. Глобализация: теоретические подходы и способы концептуализации. Этнокультурное измерение глобализационных процессов. Модерн – постмодерн – глобализация как социологические парадигмы. Главные парадигмы осмысления глобализации. Размывание социальных, культурных и этнических границ в современном мире. Формирование единого экономического пространства и глобального рынка труда. «Текучая современность» (З.Бауман). 7. Глобализация и «макдоналдизация». Консумеризм и новые практики потребления. Глобальное и локальное в производстве и потреблении. Глобализация и формирования общества потребления. Консьюмеризм и «гламур». Теория "макдональдизации" Дж.Рицера, четыре основных принципа "макдональдизации". Истоки метасоциологической теории макдональдизации. "Рационализация" и "дегуманизация" (К.Маннгейм). Концепция Бодрияра "потребительского экстаза" и "экстаз-системы". Карнавализация общества и концепция удовольствия. Этнокультурное измерение консумеризма и глэм-капитализма. 8. Глобальная социальная мобильность: социогеографический, социокультурный и социоэтнический аспекты. Социальное конструирование ценностей и практик мобильности. Надэтничность нового глобального менеджериального слоя. Политкорректность. Рекреация и международный туризм: унификация и, одновременно, культивирование локальности, этничности, изобретение культурных традиций.
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Устный экзамен
    Ключевые темы курса: 1. Этнос и этничность в современной науке. Примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы в интерпретации этнического феномена. 2. Культура в этносоциологическом дискурсе. Символическая среда этничности. Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ. Анализ элементов культуры с точки зрения их универсальности/специфичности. 3. Социальная и этническая идентичность: идеологический и поведенческий уровни анализа. Основные компоненты этнической идентичности. Когнитивные, эмоциональные и регулятивные элементы этнической идентичности. Политизация этничности. Этничность и власть. 4. Этносоциологические анализ социального неравенства. Социальная структура и мобильность: национальные аспекты. Неравенство в различных обществах: промышленных, аграрных, переходных, постиндустриальных. Углубление социально-имущественных, статусных различий, изменение системы стратификации. Этнические варианты престижных профессий и привилегии. Этнические миграции и этническое предпринимательство. Социальная мобильность и национальная вариативность в политическом сознании. 5. Национализм. Патернализм. Мультикультурализм. Идеология, политика, повседневные практики Основные теории национализма. Причины и источники национализма. Национализм как доктрина и политическое движение. Проблемы интеграции в полиэтнических обществах. Подходы к пониманию мультикультурализма и полиэтничности. Глобализация и формы мультикультурализма (Канада, США, Австралия, европейские государства, Россия). Эффективность политики мультикультурализма, барьеры на пути ее реализации. 6. Глобализация: теоретические подходы и способы концептуализации. Этнокультурное измерение глобализационных процессов. Модерн – постмодерн – глобализация как социологические парадигмы. Главные парадигмы осмысления глобализации. Размывание социальных, культурных и этнических границ в современном мире. Формирование единого экономического пространства и глобального рынка труда. «Текучая современность» (З.Бауман). 7. Глобализация и «макдоналдизация». Консумеризм и новые практики потребления. Глобальное и локальное в производстве и потреблении. Глобализация и формирования общества потребления. Консьюмеризм и «гламур». Теория "макдональдизации" Дж.Рицера, четыре основных принципа "макдональдизации". Истоки метасоциологической теории макдональдизации. "Рационализация" и "дегуманизация" (К.Маннгейм). Концепция Бодрияра "потребительского экстаза" и "экстаз-системы". Карнавализация общества и концепция удовольствия. Этнокультурное измерение консумеризма и глэм-капитализма. 8. Глобальная социальная мобильность: социогеографический, социокультурный и социоэтнический аспекты. Социальное конструирование ценностей и практик мобильности. Надэтничность нового глобального менеджериального слоя. Политкорректность. Рекреация и международный туризм: унификация и, одновременно, культивирование локальности, этничности, изобретение культурных традиций.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * активность на семинарских занятиях + 0.1 * контрольная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воображаемые сообщества : размышления об истоках и распространении национализма, Андерсон, Б., 2001
  • Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций, Малахов, В., 2014
  • Макдональдизация общества 5, Ритцер, Дж., 2011
  • Общество потребления : его мифы и структуры, Бодрийяр, Ж., 2006
  • После либерализма, Валлерстайн, И., 2003
  • Реквием по этносу : исслед. по соц.-культур. антропологии, Тишков, В. А., 2003
  • Тренинг этнической толерантности для школьников : учеб. пособие для вузов, Лебедева, Н. М., 2012
  • Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь, Гидденс, Э., 2004
  • Ценности культуры и развитие общества, Лебедева, Н. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ мировых систем и ситуация в современном мире, Валлерстайн, И., 2001
  • Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата, Лебедева, Н. М., 2014