• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Советское искусство 1930-1950-х годов

Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на четвертом курсе. Цель курса – дать системное представление о cоветской живописи середины XX века. Характеризуются многообразные формы художественного творчества и восприятия, ведущие мастера московской и ленинградской школы, использование новых техник и приемов, взаимодействие с европейским контекстом. В результате обучения студенты должны представлять себе суть и специфику процессов и явлений, характерных для рассматриваемого периода, а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать их исторический контекст.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления о периодах современного искусства и специфике каждого из этих периодов
  • формирование у студентов представления о месте русского послевоенного (как официального, так и неофициального) искусства в контексте мировых художественных процессов
  • формирование у студентов представления о месте современных художественных практик в контексте и взаимодействии с другими видами искусств в России конца ХХ – начала ХХI вв.
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественного процесса в России XX–XXI вв. как части исторического процесса
  • ознакомление студентов с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории отечественного искусства второй половины XX – начала XXI вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные этапы институциональной истории советского искусства первой половины ХХ в.
  • знать основные этапы развития довоенного искусства СССР в их общем хронологическом соотношении с историей западного искусства данного периода
  • знать основные события, произведения, акции, значимые для истории довоенного искусства – официального и неподцензурного
  • знать основные имена, направления и теоретические концепции, значимые для истории довоенного советского искусства
  • знать основные труды современных российских и западных исследователей отечественного искусства первой половины ХХ в.
  • уметь анализировать текущий художественный и выставочный процесс, опираясь на знание истории отечественного искусства первой половины ХХ века.
  • понимать и уметь объяснять основные концепции, теории и методологические подходы в отечественном искусстве 1930-50-х годов с точки зрения их исторического и современного восприятия
  • понимать основные закономерности концептуальных изменений в советском изобразительном искусстве 1930-50-х в их соотношении с изменениями политической, социальной и экономической реальности указанного периода
  • представлять круг ключевых исследовательских проблем и подходов к их решению в области истории и теории советского искусства 1930-50-х гг.
  • уметь работать с художественной периодикой и архивными материалами исследуемого периода времени (1917–1953)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. 1917-1922. Организация новых художественных институций.
    Организация новых художественных институций. Охрана памятников искусства и проблема независимости искусства от государства. Отдел Изоискусств Наркомпроса. Рабис и художественные профсоюзы. Пролеткульт. Богданов и Ленин. Плакат времен гражданской войны в его пересечении с символизмом и модерном. Революционное искусство в оформлении городского пространства. План монументальной пропаганды. Раннесоветский рельеф («скульптурный плакат»). Агитпоезда и агитпароходы. Реформа художественного образования.Вхутемас и деятельность его региональных отделений.
  • Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. Культурная революция и неоклассицизм.
    «Образы НЭПа» и эмиграция Мира искусства. Шухаев, Яковлев. Объединение «Четыре искусства».Борьба с «буржуазной идеологией» и начало «реалистического искусства». «Старые спецы» и «попутчики».
  • Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. 1922-1928. Восстановительный период.
    Деятельность художественного отдела Главнауки. ГАХН. «Левые» и «правые» художники и панорама основных художественных объединений 1917-20-х годов от Мира Искусства до Уновис. Кузьма Петров-Водкин. Квартира №5: Пунин, Митурич, Бруни. Журналы об искусстве:Рабис, Печать и революция, Красная нива, Красная Панорама, 30 дней и др. МАИ Павла Филонова, ГИНХУК Казимира Малевича, ЗОРВЕД Михаила Матюшина.
  • Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. Художественные объединения 1920-30-х.
    АХРР, ОСТ и «Круг художников» в контексте других объединений своей эпохи.«Маковец», «Амаравелла». Конструктивисты и символисты в новых декорациях. Группа «13». Нож. Рост. Кукрыниксы.
  • Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. 1929-1932. Борьба направлений.
    Контролируемые уставы объединений и зарождение цензурной системы. «Тематическая картина», государственный заказ и государственные закупки произведений искусства. Александр Герасимов. Советские неоакадемики. Деятельность Главискусства и разница в финансировании художественных объединений. «Нужное» и «не нужное» искусство. Упразднение художественных объединений.
  • Советское искусство 1930-1940-х гг. Упразднение художественных объединений и социалистический реализм.
    Передвижные выставки Главискусства. Выставка «15 лет РККА» и другие «тематические выставки».«Третий решающий год пятилетки в изоискусстве» и выставка «Художники РСФСР за 15 лет». Искусство как территория классового конфликта. «Художник перед лицом рабочего».
  • Советское искусство 1930-1940-х гг. Разработка социалистического реализма.
    Упразднение художественных объединений и создание Союза художников. Всекохудожник и Комитет по делам искусств. Проблема интеграции «попутчиков».
  • Советское искусство 1930-1940-х гг. 1933-1945. Художественные круги довоенного Ленинграда.
    Владимир Лебедев и Детгиз. Николай Тырса. Пейзажная школа (Лапшин, Гринберг, Русаков, Почтенный). Антиформалистические кампании и борьба с «натурализмом». Ликвидация крупных довоенных институций и репрессии в искусстве. Постсупрематисты и филоновцы.
  • Советское искусство 1940-1950-х гг. Движение за синтез искусств и монументально-декоративные задачи.
    Владимир Фаворский и его школа. Всемирные выставки. Тоталитарное искусство и расцвет социалистического реализма. Выставка «Индустрия социализма». Борис Смирнов и Вера Мухина. Михаил Нестеров и Павел Корин.
  • Советское искусство 1940-1950-х гг. Большой террор и неподцензурное искусство.
    Рождественский. Зальцман. Парадная книга. Родченко и «СССР на стройке». Военные годы. Школа-студия М. Грекова и фронтовые художники. Документальное и репортажное искусство в условиях цензуры.
  • Советское искусство 1940-1950-х гг. Искусство в годы войны и блокады.
    «Боевой карандаш» и военный плакат.Искусство в эвакуации – ориентализм. Фальк. Пейзажи. 1946-1956. Первый этап послевоенной антиформалистической кампании. Академия художеств.
  • Советское искусство 1940-1950-х гг. «Оттепель» и зарождение нонконформизма.
    Арефьевский круг. Студия «Новая реальность». Лианозовская школа. Выставка в Манеже 1962 года и новый антимодернистский поворот в советской художественной политике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Объем финального эссе – 12-15 т. знаков
  • неблокирующий Тест-угадайка
  • неблокирующий Эссе
    Объем финального эссе – 12-15 т. знаков
  • неблокирующий Тест-угадайка
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Тест-угадайка + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Prettejohn, E. (2005). Beauty and Art : 1750-2000. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=191210
  • Мировая художественная культура. XX век : изобразительное искусство и дизайн, Львова, Е. П., Сарабьянов, Д. В., 2008
  • Самосознание культуры и искусства XX века: Западная Европа и США, Аверинцева, С. С., 2000