• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Рецепция античности в мировой литературе"

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: знать: Основные принципы комментирования художественного текста; Oсновные методики анализа поэтического текста (историко-литературное комментирование, анализ поэтики и стилистики, стиховедческий анализ); Базовые этапы развития и основные имена античных (греческих и римских) авторов, оказавших особое влияние на развитие европейской и в русской литературы; основные этапы рецепции античной традиции в русской поэзии и прозе XIX– XXI вв.; Основные структурные элементы письменного научного исследования; Основные принципы создания письменного текста академического характера (или научного исследования); Основной круг библиографических источников. уметь: Создавать самостоятельное научное исследование; Выявлять в художественном тексте фрагменты, подлежащие комментированию; Уметь составлять библиографические описания, искать библиографическую информацию, ориентироваться в библиографической информации владеть: Навыком написания текста академического характера; Навыком библиографического поиска и описания печатных и электронных изданий; Навыком самостоятельного конспектирования и реферирования научных статей, связанных с основной темой курсовой работы; Навыком публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются овладение студентами основными методами академического исследования главным образом на материале текстов ХIХ–XXI вв., апеллирующих тем или иным образом к античной литературе; освоение навыков историко-литературного комментирования художественного текста; формирование у студентов представлений о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социо- культурной ситуацией; выработка основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.; освоение базовых принципов создания текста академического характера (в данном случае – курсовой работы); формирование у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выступление студентов с предварительной рассылкой материалов к обсуждению, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех членов семинара
  • Знакомство с основными требованиями, предъявляемыми к научной квалификационной работе на курсе обучающегося
  • освоение электронных баз научной литературы
  • понимание основных научных концепций, связанных с темой, способность дискутировать о них
  • прочтение заданной научной литературы, понимание её содержания, способность обсудить и критически проанализировать представленные в предложенной научной литературе концепции
  • прояснение научных интересов обучающегося, формулирование темы исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Как писать курсовую.
  • Тема 2. Творчество Катулла и его рецепция. Теория перевода.
  • Тема 3. Античные мотивы в детской и фантастической литературе.
  • Тема 4. Доклады по материалам курсовых работ, их обсуждение и рецензирование студентами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий реферирование научной литературы
  • неблокирующий доклад по курсовой
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий реферирование научной литературы
  • неблокирующий доклад по курсовой
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * доклад по курсовой + 0.2 * работа на семинарских занятиях + 0.4 * реферирование научной литературы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baroque antiquity : archaeological imagination in early modern Europe, Tschudi, V.P., 2017
  • Fantasy, myth and the measure of truth : tales of Pullman, Lewis, Tolkien, MacDonald and Hoffmann, Gray, W., 2010
  • The Cambridge companion to fantasy literature, , 2012
  • Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука : словарь-справочник, Ярхо, В. Н., 2002
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки, Эко, У., 2003
  • Метр и смысл : об одном из механизмов культурной памяти, Гаспаров, М. Л., 1999
  • Об античной поэзии: поэты, поэтика, риторика, Гаспаров, М. Л., 2000
  • Очерк истории европейского стиха, Гаспаров, М. Л., 2003
  • Русская Античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России : программа - конспект лекционного курса, Кнабе, Г. С., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Language in science fiction and fantasy : the question of style, Mandala, S., 2012
  • The post-Soviet politics of utopia : language, fiction and fantasy in modern Russia, , 2020
  • Античность : краткий энциклопедический справочник, Ильинская, Л. С., 1999
  • Античность : словарь - справочник, , 1998
  • Античность в контексте современности, [сборник научных трудов], под ред. А. А. Тахо-Годи, И. М. Нахова, 252 с., , 1990
  • Античность в культуре и искусстве последующих веков : материалы науч. конф., 1982, , 1984
  • Античность. Европа. История., Шичалин, Ю. А., 1999
  • Проблемы детской литературы и фольклор : сб. науч. трудов, , 2001
  • Что такое хорошо : идеология и искусство в раннесоветской детской книге, Штейнер, Е. С., 2019