• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Экономика окружающей среды

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Экологические проблемы занимают ключевое место в повестке международного сотрудничества в XXI в. Все экологические проблемы имеют экономическую природу, а многие из них – серьезные экономические последствия для разных стран, отраслей и компаний. Дисциплина нацелена на изучение экономических аспектов взаимодействия экономических агентов с окружающей средой, а также взаимодействия между разными экономическими агентами по вопросам, связанным с ухудшением состояния окружающей среды. Студенты узнают о современном состоянии окружающей среды мира; знакомятся с основными инструментами экологической политики на международном, региональном и национальном уровнях; учатся применять экономические инструменты анализа окружающей среды; получают представление о том, как компании и государства встраивают экологические вопросы в свои стратегии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов понимание теоретических аспектов взаимосвязей между экономической деятельностью человека и состоянием окружающей среды
  • создать у студентов представление о современном состоянии окружающей среды мира
  • ознакомить студентов с основными инструментами экологической политики на международном, региональном и национальном уровнях
  • сформировать у студентов навыки использования экономических инструментов анализа окружающей среды
  • сформировать у студентов умение работы с научной литературой (в том числе, на иностранном языке), а также со статистическими базами данных по экономике окружающей среды
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает оценку мерам, предпринимаемым как международным сообществом, так и отдельными государствами для решения проблем окружающей среды.
  • Использует для решения исследовательских и практических задач, связанных с взаимодействием человека и природы, аппарат экономической теории и теории международных отношений
  • Описывает основные теоретические подходы к экономико-политическому анализу глобальных проблем окружающей среды
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обзор состояния окружающей среды в мире. Устойчивое развитие.
  • Экономическая оценка окружающей среды. Экстерналии и способы их преодоления.
  • Инструменты экологической политики.
  • Экологические проблемы с позиции теории общественного блага. Ресурсы общего пользования. Рыбные ресурсы.
  • Изменение климата. Экономика ущерба.
  • Сокращение выбросов парниковых газов.
  • Международное сотрудничество в области противодействия изменениям климата.
  • Водные ресурсы и управление ими.
  • Состояние окружающей среды в России.
  • Окружающая среда в стратегиях компаний. Зеленые технологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Тестовая работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в письменной форме, состоит из 8-10 заданий, среди которых задачи, требующие численного ответа, а также вопросы, требующие развернутого ответа. Максимальная оценка (при выполнении всех заданий) – 10 баллов. Не допускается пользоваться бумажными или электронными носителями информации в ходе экзамена. При нарушении этого правила студент снимается с экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Тестовая работа + 0.2 * Групповой проект + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Активность на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Капелюшников, Р. (2010). Множественность Институциональных Миров: Нобелевская Премия По Экономике-2009. Экономический Журнал Высшей Школы Экономики, 14(1).
  • Лихачева, А. (2013). Проблема Пресной Воды Как Структурный Фактор Мировой Экономики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4AA19D87
  • Лихачева, А. (2013). Проблема Пресной Воды Как Структурный Фактор Мировой Экономики. Экономический Журнал Высшей Школы Экономики, 17(3).
  • Макаров, И. (2013). Глобальное Изменение Климата Как Вызов Мировой Экономике И Экономической Науке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3A8CC3D
  • Макаров, И. (2013). Глобальное Изменение Климата Как Вызов Мировой Экономике И Экономической Науке. Экономический Журнал Высшей Школы Экономики, 17(3).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bongaarts, J. (1994). Population policy options in the developing world. Science, 263(5148), 771. https://doi.org/10.1126/science.8303293
  • Carson, R. T. (2012). Contingent Valuation: A Practical Alternative when Prices Aren’t Available. Journal of Economic Perspectives, 26(4), 27–42. https://doi.org/10.1257/jep.26.4.27
  • Wackernagel, M., Schulz, N. B., Deumling, D., Linares, A. C., Jenkins, M., Kapos, V., Monfreda, C., Loh, J., Myers, N., Norgaard, R., & Randers, J. (2002). Tracking the ecological overshoot of the human economy. https://doi.org/10.1073/pnas.142033699
  • Макаров, И., & Соколова, А. (2014). Оценка Углеродоемкости Внешней Торговли России. Экономический Журнал Высшей Школы Экономики, 18(3).