• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Семиосфера и социальный символизм

Статус: Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Программа направлена на формирование широких представлений в области семиотики культуры, предполагает освоение методологии семиотического анализа для исследований в области современных коммуникативных процессов. В ходе изучения студентам предстоит углубленное изучение семиотических моделей, рассмотрение семиотики искусства и культуры в историческом контексте, поиск культурных коннотаций символов, а так же погружение в мифологию и социальный символизм XX века и семиотические системы в искусстве (архитектура, мода, дизайн).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и профессиональных компетенций, связанных с анализом современных культурных семиотических систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основы теоретической семиотики, общие принципы строения знаковых систем и их классификацию.
  • Знает основные направления и подходы к изучению знаковых систем в логико-философском и лингвистическом направлении (де Соссюр и Пирс),
  • Знает функции и роли символа, знака и текста в контексте культурных систем;
  • Знает подходы к определению понятий структуры знака м категорий знаков;
  • Знает современные концепции изучения семиосферы и современной мифологии (Р. Барт, Ю. Лотман, К. Леви-Стросс, А. Лефевр, М. Фуко)
  • Знает подходы к оценке семиотических систем на протяжении исторического процесса (Античность)
  • Владеет навыками использования методов анализа различных семиосфер
  • Знает подходы к оценке семиотических систем на протяжении исторического процесса (Средние века)
  • владеет навыками использования методов анализа различных семиосфер (в том числе – рекламных);
  • Умеет находить общее в современных системах кодов и знаков, используемых в массовой и публичной коммуникации (логотипы, аудио-видео продукт, перфоманс) со своими культурными предшественниками.
  • Знает подходы к оценке семиотических систем на протяжении исторического процесса (Новое время)
  • Владеет методологией мифологического анализа современных культурных символов в коммуникационной среде.
  • Умеет анализировать современные тенденции развития семиотических систем в различных сферах искусства (живопись, мода, архитектура);
  • Владеет навыками разработки творческих концепций визуальных знаковых систем;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Семиотика как единая наука о знаках
    Семиотика и семиология – подходы к определению как общей науки о знаках и как обобщение структурной лингвистики. Опыты синтеза идей Ч. Пирса и Ф. Де Соссюра. Стуктурализм и постструктурализм в семиотике культуры. Основы знаковой теории – понятия знака, символа, кода, индекса.
  • Структура и категории знаков
    Методы семиотического анализа. Семиозис и средства информационной связи. Схемы знаковой деятельности, структуры знака. Знаковые треугольники и призма. Функции и уровни семиосистем. Основные модели и подходы к определению знаковых систем.
  • Уровни восприятия знака и производства смысла.
    Сигнально-индексный и знаковый уровни семиозиса. Дискурс и текст. Семиотические системы и семиотизированные пространства, их функциональные различия и сходства
  • Семиотика культуры
    Понятие семиосферы у Ю. Лотмана. Символическое пространство и память культуры. Подходы к семиотическому изучению культур, культурная динамика в призме семиотических исследований. Границы семиотических пространств и опыт их взаимодействия. Культура в зеркале искусства. Семиотические особенности разных областей культур. Эстетическое сообщение. Семиотическая риторика визуальности.
  • Семиотика Античности и дохристианской культуры
    Понятие аполлонического и дионисийского в искусстве и культуре. Античные культуры как системы символов – картина мира и образов. Отражение античного в современной культуре и искусстве – опыт синтеза и переосмысления. Античная культура как источник вдохновения в современных коммуникационных практиках. Визуальное в античной культуре. Морфология сказки и мифа (Пропп).
  • Семиотика культуры Средних Веков
    Раннее и Высокое Средневековье в культурных артефактах и современном восприятии. Понятие «Карнавала» (Бахтин) и его роль в восприятии средневекового социума. Отражение средневекового в современной культуре и искусстве. Средневековая культура как источник вдохновения в современных коммуникационных практиках (М. Фуко). Корни европейской культуры и ее отражение в коммуникационных процессах. Проблема христианской культуры в эпоху глобализма.
  • Семиотика культуры Нового Времени
    Концепция личности и человека. Образное в искусстве Возрождения и его переосмысление в современном мире. Культурные корни современной культуры в мире Возрождения. Трансформация восприятия человека и его места в мире. Визуальные артефакты искусства Нового Времени в современной рекламе, искусстве, PR.
  • Буржуазная мифология в работах Р. Барта
    Р. Барт и его семиология феноменов культуры. Основные символы буржуазной культуры XX века и их семиотический анализ – критика буржуазного общества. Портрет буржуазии и его трансформация в современной культуре. Буржуазный спорт, литература и потребление глазами Барта и его современников.
  • Социалистический символизм и мифология
    Портрет и ценности социалистической культуры глазами современников – поклонников и критиков. Портрет гражданина социалистического государства в массовом искусстве. Опыт переосмысления в различных культурах. Социалистическая Реклама, пропаганда и искусство как инструменты конструирования системы ценностей и потребностей. Современный взгляд на социалистическую мифологию.
  • Архитектура как семиотическая система
    А. Лефевр о семиотике в архитектуре. Триада Лефевра. Город как пространство культуры и смыслов. Идеалогия и стиль в архитектуре. Архитектура и язык. Стиль как семантическая форма общности. Язык архитектурных форм.
  • Мода как семиотическая система
    Система моды Р. Барта. Введение в историю и диахронию моды. Модная фотография. Одежда как знак, мода – как система знаков. Понятие стиля.
  • Логотип и бренд как семиотическая система
    Бренд как комплексный знак. Эмблема и логотип. Визуальное самоопределение компании. Ценности в визуальном. Логотип как сконструированное изображение. Произвольное и «техническое» в логотипе. Функции логотипа в современной культуре. Введение в эмблематику.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Блок 1: "Теоретические подходы к осмыслению процесса " (Участие в дискуссии на семинаре или эссе)
  • неблокирующий Блок 2: "Символ в культуре: трансформация во времени" (Участие в дискуссии на семинаре или эссе)
  • неблокирующий Групповая презентация
  • неблокирующий Блок 3: "Семиосферы отдельных культур;" (Участие в дискуссии на семинаре или эссе)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: качество подготовки итоговой творческой работы в течение курса и активность на внеаудиторной работе. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lombardo, Patrizia. Three Paradoxes of Roland Barthes, University of Georgia Press, 1989. ProQuest Ebook Central, https://search.proquest.com/legacydocview/EBC/1336649?accountid=45451.
  • Из истории русской культуры: статьи по истории и типологии русской культуры. Т.4: (XVIII-начало XIX века) : Очерки по русской культуре XVIII века/ Лотман Ю. М.; Статьи, , 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бразговская Е. Е. - СЕМИОТИКА. ЯЗЫКИ И КОДЫ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 186с. - ISBN: 978-5-534-11201-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/semiotika-yazyki-i-kody-kultury-444743
  • Гриценко В.П. - Семиотика культуры и искусства. Монография - Русайнс - 2018 - 247с. - ISBN: 978-5-4365-2327-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929719
  • Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. - Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 241с. - ISBN: 978-5-89349-612-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74732
  • Лободанов А.П. Семиотика искусства: история и онтология: Учебное пособие. - 2-е издание. - М.: Издательство Московского университета, 2013. - 680 с., илл., табл., схемы, нотные примеры. - (Классический университетский учебник). - ISBN 978-5-19-010803-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022582 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022582
  • Махортова, О. (2010). Семиотика Культуры В Работах Б. Успенского. Аналитика Культурологии, (18). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14478576
  • Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. - М.: ИФ РАН, 2005. - 253 с. - ISBN 5-9540-0015-8. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346420
  • Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы / Руднев В.П. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 528 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-035-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/149222