Бакалавриат
2021/2022
Источниковедение и информационные ресурсы истории
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
30
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Хряков Александр Васильевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» – дать цельное представление о многообразии различных типов исторических источников, их общих свойствах и особенностях различных типов, раскрыть их информационный потенциал. Кроме того, освоение данной дисциплины должно сформировать у студентов понимание общих принципов и методов работы историков с источниками и их эволюции в новое и новейшее время.
Цель освоения дисциплины
- знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами;
- усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения;
- знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии;
- формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников;
- формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников
- овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
- знакомство с историографией исторического источниковедения
- знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость законодательных источников для науки.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Оценивает значимость материалов сети Интернет для науки.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость делопроизводственных документов для науки.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость кино-фотодокументов для науки.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов картографии для науки.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов печати для науки.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов публицистики для науки.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов статистики для науки.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость мемуаров, писем и дневников для науки.
- Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость устных источников для науки. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
- Воспроизводит эволюцию понятия источника и функции источников для исторического знания. Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Объясняет различия в подходах к источнику. Оценивает значимость разных подходов для современного источниковедения.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Становление и развитие источниковедения. Источниковедение на современном этапе
- Законодательные, нормативные и частноправовые акты
- Делопроизводственная документация
- Статистические материалы
- Периодическая печать
- Источники личного происхождения.
- Публицистика и художественная литература
- Картографические материалы.
- Фото- и кинодокументы
- Устные источники
- Интернет как исторический источник
Элементы контроля
- ЭкзаменЭкзамен в ЛМС в форме тестирования по материалам курса (лекции, семинары) 40 минут - 30 вопросов.
- Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Русина Ю.А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-415326
Рекомендуемая дополнительная литература
- Шевырин, В. (2005). 2005.03.021. Источниковедение Новейшей Истории России: Теория, Методология И Практика / Под Общ. Ред. Соколова А.К. - М.: Росспэн, 2004. - 744 С. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14996470