• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Источниковедение и информационные ресурсы истории

Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 30
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» – дать цельное представление о многообразии различных типов исторических источников, их общих свойствах и особенностях различных типов, раскрыть их информационный потенциал. Кроме того, освоение данной дисциплины должно сформировать у студентов понимание общих принципов и методов работы историков с источниками и их эволюции в новое и новейшее время.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами;
  • усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения;
  • знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии;
  • формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников;
  • формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников
  • овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
  • знакомство с историографией исторического источниковедения
  • знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость законодательных источников для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Оценивает значимость материалов сети Интернет для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость делопроизводственных документов для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость кино-фотодокументов для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов картографии для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов печати для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов публицистики для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов статистики для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость мемуаров, писем и дневников для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость устных источников для науки. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит эволюцию понятия источника и функции источников для исторического знания. Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Объясняет различия в подходах к источнику. Оценивает значимость разных подходов для современного источниковедения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Становление и развитие источниковедения. Источниковедение на современном этапе
  • Законодательные, нормативные и частноправовые акты
  • Делопроизводственная документация
  • Статистические материалы
  • Периодическая печать
  • Источники личного происхождения.
  • Публицистика и художественная литература
  • Картографические материалы.
  • Фото- и кинодокументы
  • Устные источники
  • Интернет как исторический источник
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в ЛМС в форме тестирования по материалам курса (лекции, семинары) 40 минут - 30 вопросов.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.7 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русина Ю.А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-415326

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Шевырин, В. (2005). 2005.03.021. Источниковедение Новейшей Истории России: Теория, Методология И Практика / Под Общ. Ред. Соколова А.К. - М.: Росспэн, 2004. - 744 С. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14996470

Авторы

  • Хряков Александр Васильевич