• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Права человека и ответственность

Статус: Майнор
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Права человека и ответственность» преследует цель освоения студентами основ теории конституционного права и современной конституционно-правовой проблематики. В рамках данной дисциплины студенты познакомятся с основными конституционно-правовыми институтами, изучат конституционные принципы построения правовой системы и системы государственных органов, получат начальные знания о правовом статусе личности и представление о распределении предметов ведения и полномочий в рамках федеративного устройства, о порядке формирования и компетенции высших органов государственной власти, а также судебной системы и органов прокуратуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать: - основные понятия и категории, которые используются в конституционном праве; - принципы конституционного государства, личные, социально-экономические и политические права человека и гражданина, конституционные механизмы народовластия, основы организации государственной и судебной властей в Российской Федерации; - тенденции развитии конституционализма в России и мире.
  • уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам конституционного права, - владеть методикой правового анализа конституционно-правовых норм и основанной на них деятельности судов, - давать объективную оценку деятельности законодательных и исполнительных органов власти применительно к вопросам конституционного права.
  • иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными правовыми актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; - анализа практики разрешения споров в судах, оценки правовых последствий решений, принятых судами общей юрисдикции; - составления процессуальных документов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание источников права и специальной литературы, способность формулировать грамотные обоснованные тезисы и аргументы по теме.
  • Качественная подготовка практических заданий, знание источников права и специальной литературы, способность формулировать грамотные обоснованные тезисы и аргументы по теме.
  • Качественная подготовка практических заданий, знание источников права и специальной литературы, способность формулировать грамотные обоснованные тезисы и аргументы по теме..
  • Знание источников права и специальной литературы, способность формулировать грамотные обоснованные тезисы и аргументы по теме..
  • качественная подготовка практических заданий, знание источников права и специальной литературы, способность формулировать грамотные обоснованные тезисы и аргументы по теме
  • Качественная подготовка практических заданий, знание источников права и специальной литературы; способность формулировать грамотные обоснованные тезисы и аргументы по теме
  • Качественная подготовка практических заданий, знание источников права и специальной литературы; способность формулировать грамотные обоснованные тезисы и аргументы по теме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие конституционного права
  • Тема 2. Принципы конституционного государства
  • Тема 3. Принципы правового регулирования и реализации прав и свобод человека и гражданина
  • Тема 4. Личные конституционные права
  • Тема 5. Социально-экономические конституционные права
  • Тема 6. Политические конституционные права
  • Тема 7. Защита конституционных прав
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарах относится к формам текущего контроля успеваемости студентов и выставляется преподавателем после проведения последнего семинара. Преподаватель, ведущий в группе семинары, оценивает работу студента на семинарских занятиях в 0 баллов или в 1 балл. 1 балл выставляется за активную и успешную работу студента на большинстве семинарских занятий.
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
    Контрольная работа по учебной дисциплине проводится в письменной форме. Проведение письменной контрольной работы включает в себя письменное решение каждым студентом задачи с возможностью использования нормативных правовых актов (Конституция Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и др.) в бумажном виде без каких-либо пометок, помарок. При дистанционной сдаче письменной контрольной работы решение задач выполняется студентами в системе LMS с использованием Zoom, MS Teams, в связи с чем студенту требуется обеспечить стабильное подключение к интернету и видео-связь в течение всего времени сдачи письменного экзамена. Конкретная тематика задач определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Решение каждой задачи в обязательном порядке предполагает использование студентом глубоких теоретических знаний по предмету. Каждый студент должен самостоятельно в течение 45 минут изложить в письменном виде решение задачи, аргументировав свой ответ. Целью проведения письменной контрольной работы является проверка знаний в рамках изученной дисциплины. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению задачи, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, наличию/отсутствию фактических ошибок.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Экзамен по дисциплине проводится в письменной форме. Проведение экзамена включает в себя письменное решение каждым студентом двух задач повышенной сложности с возможностью использования нормативных правовых актов (Конституция Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и др.) в бумажном виде без каких-либо пометок, помарок. При дистанционной сдаче письменного экзамена решение задач выполняется студентами в системе LMS с использованием Zoom, MS Teams, в связи с чем студенту требуется обеспечить стабильное подключение к интернету и видео-связь в течение всего времени сдачи письменного экзамена. Конкретная тематика задач определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Решение каждой задачи в обязательном порядке предполагает использование студентом глубоких теоретических знаний по предмету. Каждый студент должен самостоятельно в течение 90 минут изложить в письменном виде решение обеих задач, аргументировав свой ответ. Целью проведения экзамена является проверка знаний в рамках изученной дисциплины. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, наличию/отсутствию фактических ошибок.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Орез = Ор/с + 0,2*Окр + 0,7*Оэкз, где Орез – результирующая оценка за дисциплину; Ор/с – оценка за работу на семинарах (общая оценка за работу на семинарских занятиях, максимум – 1 балл); Окр – оценка за письменную контрольную работу (максимум – 10 баллов); Оэкз – оценка за письменный экзамен (максимум – 10 баллов). 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2 т. Т. 1. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 864 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-484-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/454414
  • Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / А. А. Мишин. — 17-е изд., испр. и доп. — Москва : СТАТУТ, 2013. — 520 с. — ISBN 978-5-8354-0936-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107542 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ильин, А. В. Принятие решений о распределении бюджетных средств : монография / А. В. Ильин. — Москва : СТАТУТ, 2015. — 104 с. — ISBN 978-5-8354-1102-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61669 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть.: Учеб. для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. - 4-e изд., обновл. - Москва : НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 896 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-89123-920-3 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/216065

Авторы

  • Рыбникова Ирина Андреевна
  • Постыляков Сергей Петрович