• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

New Cinema History: советский кинопрокат и его публика (1940-1991)

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящий курс рассматривает советский кинопрокат и зрителей в контексте научного движения New Cinema History. Нацеленное пересмотреть историю кино с точки зрения распространения и потребления кинематографического продукта, это исследовательское направление изучает фильм не как текст, а как единицу культурного трансфера. На практике, в рамках данного курса будут заданы две научно-исследовательские перспективы: первая часть курса будет посвящена истории киносетей, экономике кинопроката и феномену иностранных фильмов в СССР с 1940-го по 1991 год; во второй части будет рассмотрена политика Совэкспортфильма в США, Великобритании и Франции. Кроме того, в рамках курса предполагается обращение к аспектам зрительского восприятия в Советском союзе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение истории советского кино в новой исторической перспективе
  • Освоение существующих методологических подходов в Film Studies, с акцентом на исследовательское направление New Cinema History
  • Анализ различных видов источников и их сопоставление, получение навыков анализа big data
  • Участие в исследовательском проекте по реконструкции советского кинопроката
  • Свободное ориентирование в историографии по теме курса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает как был устроен кинопрокат в СССР, умеет различать государственную, профсоюзную и ведомственную киносети, понимает особенности их функционирования в условиях плановой экономики.
  • Студент может объяснить основные этапы изучения кинематографа в области Film Studies, а также понимает разницу в методологических подходах к изучению истории кино.
  • Студент может охарактеризовать основные этапы внешней кино-политики Советского Союза в разные годы, может назвать основных акторов на международном кинорынке, описать цели и стратегии СССР в разные периоды своей истории.
  • Студент ориентируется в истории проката иностранных фильмов в СССР (от перемонтажа иностранных фильмов в 1920-е годы до трофейных картин и фильмов итальянского неореализма в послевоенное время), знает основные этапы поступления иностранных фильмов в советский прокат, предпосылки и последствия их циркуляции в СССР.
  • Студент ориентируется в истории советского кинематографа, знает основные трудности в его изучении, понимает специфику работы с историческим источником в контексте советской киноиндустрии.
  • Студент ориентируется в методологических подходах к изучению рецепции кино, знает основные типы рецепции, видит разницу и понимает на каких источниках базируется тот или иной тип, знаком с практиками восприятия кино в СССР в различные периоды.
  • Студент понимает как была устроена модель советской киноиндустрии, причем как на уровне идеологических деклараций, так и на практике; а также может сопоставить советскую модель кино с зарубежными моделями.
  • Студент разбирается в институциональной истории советской киноиндустрии в 1920-1980-е годы; может разграничить функции различных отделений Министерства кинематографии (будь то Совэкспортфильм, Главкинопрокат и др.), описать их истории и основные этапы развития на протяжении всей истории советского кино.
  • Студент умеет собирать big data, отражающие различные аспекты советского кинопроката (от кинопрокатной сетки в тот или иной период до кассовых сборов), знает как их анализировать, учитывая контекст функционирования советской киноиндустрии, умеет вычленить зрительский спрос в условиях государственного регулирования.
  • Студент хорошо знаком с существующими типовыми проектами кинотеатров в СССР, видит разницу между ними и может объяснить особенности выбора того или иного архитектурного решения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Советская киноиндустрия: управление, идеология, производство
  • Внешняя кино-политика СССР: борьба за международный рынок кинопроката в период Холодной войны
  • Советский зритель: идеологический конструкт и персональные практики восприятия
  • Советский кинопрокат (1940-1991): экономика, распространение, культурный импорт
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Afanas, ev, M. D., Afoumado, D., Cœuré, S., Denis, J., Dreyfus, J.-M., Filippov, I., Galland, B., Grimsted, P. K., Groppo, B., Heurtebise, D., Kecskeméti, C., Laniol, V., Le Clech, S., Liskenne, A., Martin, D., Maure, A.-S., Mazet, A., Nieuwazny, A., Poulain, M., … Vermote, M. (2019). Saisies, spoliations, restitutions. Presses universitaires de Rennes.
  • Belodubrovskaya, M. (2017). Not According to Plan : Filmmaking Under Stalin. Cornell University Press.
  • Bennett, M. T. (2012). One World, Big Screen : Hollywood, the Allies, and World War II. The University of North Carolina Press.
  • Bordwell, D. (2012). Poetics of Cinema. Routledge.
  • Fritsche, M. (2018). The American Marshall Plan Film Campaign and the Europeans : A Captivated Audience? Bloomsbury Academic.
  • Meers, P., Biltereyst, D., & Maltby, R. (2011). Explorations in New Cinema History : Approaches and Case Studies. Wiley-Blackwell.
  • Staiger, J. (2000). Perverse Spectators : The Practices of Film Reception. NYU Press.
  • Staiger, J. (2005). Media Reception Studies. NYU Press.
  • Tcherneva, I. (2015). Рынок против плана? Эксперименты в организации и оплате труда в советском кино (1961-1976). [Le marché contre le plan ? Expérimentations dans l’organisation du travail dans le cinéma soviétique (1965-1976)].
  • Tony Shaw, & Denise J. Youngblood. (2014). Cinematic Cold War : The American and Soviet Struggle for Hearts and Minds. [N.p.]: University Press of Kansas. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2107963
  • Vande Winkel, R., & Welch, D. (2011). Cinema and the Swastika : The International Expansion of Third Reich Cinema: Vol. Pbk. ed. Palgrave Macmillan.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • BELODUBROVSKAYA, M. (2014). Soviet Hollywood: The Culture Industry That Wasn’t. Cinema Journal, 53(3), 100–122. https://doi.org/10.1353/cj.2014.0032
  • Bennett, T. (2001). Culture, Power, and Mission to Moscow: Film and Soviet-American Relations during World War II. https://doi.org/10.2307/2675103
  • Beumers, B., & Zvonkine, E. (2018). Ruptures and Continuities in Soviet/Russian Cinema : Styles, Characters and Genres Before and After the Collapse of the USSR. Routledge.
  • Birgit Beumers. (2013). Russia’s New Fin De Siècle : Contemporary Culture Between Past and Present. Intellect Books.
  • Ercole, P., Treveri Gennari, D., & O’Rawe, C. G. (2017). Mapping Cinema Memories:Emotional Geographies of Cinema-going in Rome in the 1950s. https://doi.org/10.1177/1750698016670793
  • Irina Tcherneva. (2012). « L’État de tous les spectateurs » “The State of all spectators” Thinking up the publics in the Khrushchev reforms of Soviet film distribution (1953-1968).
  • Kaminskaitė - Jančorienė, L. (2014). Cinema in Soviet Lithuania: the development of the system and the shift in functions (1944–1970) ; Kinas sovietų Lietuvoje: sistemos raida ir funkcijų kaita (1944–1970 m.).
  • Kuhn, A. (1999). Cinema-going in Britain in the 1930s: Report of a Questionnaire Survey. Historical Journal of Film, Radio & Television, 19(4), 531–543. https://doi.org/10.1080/014396899100163
  • Kuhn, A. (2004). Heterotopia, heterochronia: place and time in cinema memory. https://doi.org/10.1093/screen/45.2.106
  • Tomoff, K. (2015). Virtuosi Abroad : Soviet Music and Imperial Competition During the Early Cold War, 1945–1958. Cornell University Press.