• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Предпринимательство

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины «Предпринимательство» основной акцент будет сделан на поиске предпринимательских возможностей и оценке их рыночных перспектив, разработке бизнес-модели и планировании бизнеса. По итогам курса студенты смогут рассчитать экономические показатели предпринимательского проекта и представить проект потенциальным партнерам. В рамках практических занятий студенты в малых группах будут разрабатывать свои предпринимательские идеи с использованием современных инструментов и подходов к развитию предпринимательских проектов: дизайн мышление, поиск и оценка бизнес возможностей, разработка ценностного предложения, бизнес-моделирование, customer development, карта пути клиента (customer journey map), unit экономика, lean startup и др. В рамках курса предусмотрены различные задания, которые будут выполняться в команде. Занятия будут проходить в активных формах обучения, включая деловые игры, дискуссии, обсуждения кейсов, командную работу по разработке предпринимательских проектов. По окончании курса студенты разовьют у себя предпринимательские компетенции, смогут выявлять и оценивать коммерческий потенциал предпринимательской возможности, а также будут способны в дальнейшем разработать и запустить свой предпринимательский проект. Благодаря работе в кроссфункциональных командах студенты расширят свои социальные связи и разовьют свои коммуникативные навыки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Разбираться в основных понятиях и видах предпринимательства
  • Овладеть методами разработки ценностного предложения и бизнес-модели
  • Применять инструменты первичного анализа рынка
  • Применять методы расчета финансовых показателей проекта
  • Представлять предпринимательский проект партнерам
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия и теоретические подходы к определению предпринимательства
  • Умеет презентовать свой предпринимательский проект
  • Умеет рассчитывать ключевые финансовые показатели предпринимательского проекта
  • Умеет составить бюджет доходов и расходов предпринимательского проекта
  • Демонстрирует навыки генерации новых идей продуктов, обладает креативностью, инициативностью
  • Уметь выявлять ключевые ресурсы проекта, а также формулировать устойчивые конкурентные преимущества проекта, знать источники привлечения финансирования в предпринимательский проект
  • Составляет бизнес-модель проекта
  • Проводит анализ рынка для нового продукта
  • Рассчитывает базовые показатели unit экономики по новому продукту
  • Формулирует ценностное предложение для нового продукта
  • Формулирует потребности целевой аудитории, определяет портрет потребителя
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа предпринимательства: понятие, виды и условия развития предпринимательства
  • Поиск предпринимательской возможности
  • Предварительная оценка и анализ рынка
  • Бизнес-модель предпринимательского проекта
  • Ресурсы предпринимательской фирмы
  • Экономика проекта
  • Презентация проекта инвестору
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    активное выполнение заданий в рамках семинарских занятий, своевременное и полное выполнение домашних заданий, доклад полученных результатов на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Задание относится к теме "Поиск предпринимательских возможностей". Студентам необходимо в сформированных командах для своих предпринимательских проектов выбрать сегмент целевой аудитории, найти 10 человек для каждого сегмента целевой аудитории, и провести с ними интервью (лично/ по телефону/ онлайн) по заранее подготовленным вами вопросам. Результатом проведенных 10 проблемных интервью будет заполненный клиентский сценарий в обобщенном виде по каждому сегменту (по всем интервью). Кратко описать CJM (путь клиента) от момента возникновения потребности до совершения покупки. В итоге команда может сформулировать ценностное предложение. Артефакт доказательства проведенных интервью – аудиозаписи.
  • неблокирующий Экзамен
    Необходимо подготовить презентацию вашего проекта. Работая в группе по 4-6 человек, необходимо проработать обязательно следующие вопросы: описание продукта и его конкурентные преимущества, анализ рынка, бизнес-модель проекта, стратегия продвижения проекта, прогноз продаж, финансовый план, команда проекта. Проект представляется в формате презентации. Рекомендованная структура итоговой презентации: 1. Потребитель и его проблемы, 2. Описание продукта, ценностное предложение, конкурентные преимущества, 3. Анализ рынка (обязательно PAM, TAM, SAM, SOM, анализ конкурентов), 4. Бизнес-модель проекта (рассказываем только модель монетизации, ключевые виды деятельности и ресурсы, и опционально партнеры), 5. Стратегия продвижения проекта + бюджет на продвижение, 6. Прогноз продаж (таблица из финансового плана, но по годам), 7. Финансовый план (таблица с расходами (статьи расходов по годам (не поквартально и не по месяцам); динамика прибыли, период окупаемости и точка безубыточности - можно в виде графиков сделать), потребность в инвестициях. По итогам курса организовывается презентационная сессия, на которой происходит защита работ групп студентов, проводится презентация проектов. Длительность презентации: 10 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 21838 - И.Рябенький - Легкий венчур: Практическое пособие для начинающих ангелов и будущих единорогов - 9785961440898 - Alpina - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21838
  • 351 - А.Остервальдер; И.Пинье - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - 9785961423457 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351
  • 966 - Э.Рис - Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели - 9785961433913 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/966
  • Bill Aulet. (2013). Disciplined Entrepreneurship : 24 Steps to a Successful Startup. Wiley.
  • Васильева, Е. В., Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания идей : монография / Е. В. Васильева. — Москва : Русайнс, 2020. — 203 с. — ISBN 978-5-4365-2366-8. — URL: https://book.ru/book/934928 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Васильева, Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики : учебник / Е. В. Васильева, М. Р. Зобнина. — Москва : КноРус, 2021. — 723 с. — ISBN 978-5-406-08138-9. — URL: https://book.ru/book/939135 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Как создать продукт, который купят. Метод Lean Customer Development: Учебное пособие / Альварес С. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 248 с.: ISBN 978-5-9614-5395-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/737041
  • Предпринимательство : учебник / М.Г. Лапуста. — Изд. испр. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 384 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1063380
  • Предпринимательство и создание бизнеса : учебное пособие / Т. В. Кугушева, Н. Н. Муравьева, А. И. Новицкая [и др.]. — Москва : Русайнс, 2022. — 273 с. — ISBN 978-5-4365-9012-7. — URL: https://book.ru/book/942559 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 21515 - А.Остервальдер; Д.Блэнд - Тестирование бизнес-идей - 9785961437263 - Alpina - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21515
  • Грибов, В. Д., Малое инновационное предпринимательство и его роль в реализации стратегии инновационного развития в России : монография / В. Д. Грибов, Г. В. Камчатников. — Москва : Русайнс, 2020. — 186 с. — ISBN 978-5-4365-4589-9. — URL: https://book.ru/book/935736 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Интернет-предпринимательство: практика применения дизайн-мышления в создании проекта : учебно-практическое пособие / Н. Ф. Алтухова, А. А. Громова, М. Р. Зобнина [и др.] ; под ред. Е. В. Васильевой. — Москва : КноРус, 2021. — 306 с. — ISBN 978-5-406-02461-4. — URL: https://book.ru/book/936109 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Калюжнова, Н. Я.  Социальное предпринимательство : учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Е. П. Огаркова, М. А. Осипов ; под редакцией Н. Я. Калюжновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 114 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11478-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476173 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Настольная книга венчурного предпринимателя: Секреты лидеров стартапов: Учебное пособие / Романс Э. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 247 с.: ISBN 978-5-9614-4971-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915125
  • Стартап-гайд: Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес: Учебное пособие / Зобнина М.Р. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 166 с.: ISBN 978-5-9614-4824-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924028
  • Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов / Бланк С. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 368 с.: ISBN 978-5-9614-4645-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926475