• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Психология социального влияния

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психология социального влияния» предназначена для широкого круга людей, желающих повысить свою компетентность в области социального влияния, понимать механизмы и технологии влияния, уметь их использовать в реальных жизненных ситуациях и противостоять деструктивному влиянию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - углубленное изучение механизмов социального влияния. В частности, студенты улучшат свое понимание концепций, моделей, теорий и результатов исследований, которые имеют ключевое значение для изучения социального влияния.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент четко определяет темы психологии социального влияния и объясняет содержание термина. Студент способен определить этические ограничения в экспериментах, изучающих социальное влияние.
  • Студенты способны выделить личностные особенности и их роль в процессах социального влияния.
  • Студенты знают классические эксперименты в психологии социального влияния и способны объяснить межличностные процессы социального влияния.
  • Студенты объясняют внутригрупповое социальное влияние через понятия социальной идентичности и социальной категоризации. Понимают механизмы влияния большинства и меньшинства.
  • Студент объясняет и различает принципы социального влияния, предложенные Робертом Чалдини.
  • Студенты способны использовать знания о механизмах социального влияния в практических областях. Студенты объясняют механизмы защиты аттитюдов и сопротивления к влиянию.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в психологию социального влияния. Этичность.
    Определение термина "социальное влияние". Определение тем, которые составляют ядро в изучении социального влияния. Обсуждение этических ограничений при исследовании социального влияния.
  • Тема 2. Индивидуальные особенности и социальное влияние.
    Гендер, авторитаризм, макиавеллизм, зависимая личность.
  • Тема 3. Межличностные процессы и социальное влияние.
    Подчинение, социальная ингибиция и фасилитация, социальные нормы. Эмоции.
  • Тема 4. Внутригрупповые процессы и социальное влияние.
    Социальная идентичность и социальная категоризация, конформизм, влияние меньшинства.
  • Тема 5. Принципы социального влияния Роберта Чалдини.
    Принцип авторитета, принцип обмена, принцип социального доказательства, принцип последовательности, принцип дефицита, принцип симпатии.
  • Тема 6. Социальное влияние: прикладные области. Сопротивление к социальному влиянию
    Социальное влияние в маркетинге, клинических и правовых исследованиях. Сопротивление к социальному влиянию
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Квиз
    Квиз представляет собой набор вопросов, на которые каждый студент дает ответы индивидуально.
  • неблокирующий Кейс
    Студентам предлагается проанализировать ситуации, основываясь на социально-психологических теориях о социальном влиянии. Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека, отвечают на предложенные вопросы по материалу, после чего выступают перед аудиторией.
  • неблокирующий Итоговый проект
    Групповой проект, цель которого – используя знания о механизмах социального влияния составить программу для решения какой-либо социальной проблемы, создания просоциального поведения по отношению к определенным социальным группам, или продвижения какой-либо компании/проекта/стартапа. Студенты готовят проект в соответствии с их собственными интересами. Задание выполняется в группах из 3 - 4 человек. Студенты представляют презентацию итогового проекта на занятии, с использованием PowerPoint и представляют текстовую версию работы в формате Word.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой тест (30 вопросов, время выполнения – 30 минут) и кейс, который включает описание проблемной ситуации и предполагает ответы на два вопроса (время выполнения – 30 минут).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Итоговый проект + 0.2 * Квиз + 0.25 * Кейс + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Pratkanis, A. R. (2007). The Science of Social Influence : Advances and Future Progress. New York: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=358198
  • Stephen G. Harkins, Kipling D. Williams, & Jerry M. Burger. (2017). The Oxford Handbook of Social Influence. Oxford University Press.
  • Чалдини Р. Психология влияния. 5-е изд. / Р. Чалдини. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 336 с. - ISBN 978-5-496-01033-7. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/21895/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anderson, C., Tracy, J. L., & Cheng, J. T. (2014). The Psychology of Social Status. New York, NY: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=844497
  • Cialdini, R. B. (2016). Pre-Suasion : A Revolutionary Way to Influence and Persuade (Vol. First Simon & Schuster hardcover edition). New York: Simon & Schuster. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1966411
  • Dariusz Dolinski. (2016). Techniques of Social Influence : The Psychology of Gaining Compliance. Routledge.
  • L. Kay Bartholomew Eldredge, Christine M. Markham, Robert A. C. Ruiter, Maria E. Fernández, Gerjo Kok, & Guy S. Parcel. (2016). Planning Health Promotion Programs : An Intervention Mapping Approach: Vol. Fourth edition. Jossey-Bass.
  • Social Influence and Group Identity (Vol. 72). (2021). Annual Reviews. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-070620-111818