• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Политическая антропология

Статус: Курс по выбору (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

«Политическая антропология» Курс рассчитан на ознакомление студентов с современными политико-антропологическими концепциями, разработанными в рамках дисциплины классификациями (типологиями) политических и социальных систем и базового терминологического аппарата (метаязыка). Предполагается освещение проблематики места политической антропологии в системе гуманитарного знания (соотношение с историей, этнографией, культурологией, политологией, социологией). Ставится задача прочтения и освоения студентами избранных работ (монографий и статей) ключевых отечественных и зарубежных авторов, разрабатывавших и использовавших методы и концепты политической антропологии. Основное внимание будет уделено тому, как политическая антропология поменяла подходы и исследовательские практики у историков и политологов к пониманию проблем политогенеза, феномена власти как таковой, исторических форм социальной стратификации, природы политического лидерства и, шире, всей типологии общественных систем, зафиксированных в истории человечества. Особое внимание будет уделено новому пониманию «государства» как особого типа «политии», а не единственно возможной форме политической организации сложных стратифицированных обществ. Предполагается демонстрация того, как именно политико-антропологические методы применяются при описании и анализе конкретных обществ Евразии древности, средневековья и раннего нового времени.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Политическая антропология» – формирование необходимых основных компетенций в областях: • понимание проблематики политической антропологии и ее основных концепций; • освоение терминологического и понятийного аппарата (метаязыка) политической антропологии; • приобретение навыков идентификации политико-антропологических тем (объектов исследования) в исторических источниках, исследовательской литературе, различных медиа-текстах и в наблюдаемой социокультурной действительности; • умение использовать политико-антропологические методы, сведения и понятия в профессиональной деятельности гуманитарного профиля, прежде всего в политологическом анализе; • усвоение основных фактов о появлении и исторической эволюции политий (политических систем) разных типов в различных регионах мира, освоение основных современных типологий общественно-политических систем и классификаций видов социальной стратификации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Освоение терминологического и понятийного аппарата (метаязыка) политической антропологии
  • Понимание проблематики политической антропологии и ее основных концепций
  • Приобретение навыков идентификации политико-антропологических тем (объектов исследования) в исторических источниках, исследовательской литературе, различных медиа-текстах и в наблюдаемой социокультурной действительности
  • Умение использовать политико-антропологические методы, сведения и понятия в профессиональной деятельности гуманитарного профиля, прежде всего в политологическом анализе
  • Усвоение основных фактов о появлении и исторической эволюции политий (политических систем) разных типов в различных регионах мира, освоение основных современных типологий общественно-политических систем и классификаций видов социальной стратификации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методы и понятийно-терминологический аппарат политической антропологии. Описание и анализ отдельных политий и их типов Древности и Средневековья
  • Чтение переводов классических политических текстов древних и средневековых авторов (на примере римско-византийской традиции политической мысли)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе является основной формой проверки самостоятельной работы студента. Представление эссе, соответствующего указанным преподавателем требованиям, является обязательным условием допуска к экзамену. Студент допускается к экзамену с любой оценкой за эссе от 1 до 10 баллов. Даже, если студент получил низкую оценку за эссе, к экзамену он имеет возможность проанализировать замечания преподавателя, дополнительно проконсультироваться с преподавателем и на экзамене в ходе устного собеседования провести экспресс-работу над своими ошибками. Эссе представляет собой самостоятельно подготовленное оригинальное сочинение объемом не менее 8 тыс. и не более 10 тыс. знаков на тему, предложенную преподавателем в рамках проблематики изучаемой дисциплины. Эссе должно быть посвящено анализу текста древнего или средневекового автора из списка, предложенного преподавателем. Адекватность содержания и объема текста эссе поставленному вопросу оценивается преподавателем. Срок сдачи этой письменной работы – до последнего семинарского занятия курса включительно. Срок сдачи задолженностей – до последнего дня накануне экзамена включительно, с возможным снижением оценки при отсутствии уважительных причин задолженности. Особое значение эссе, выраженное в повышенном коэффициенте оценки и обязательности его сдачи перед экзаменом обусловлено тем, что аналитическая письменная работа выявляет качество самостоятельной работы студента с историко-политическим текстом. Задачей курса является обучение студента умению произвести самостоятельную «антропологическую» интерпретацию текста. Наконец, в условиях дистанционного обучения эссе является оптимальной формой проверки знаний и для студента, и для преподавателя. Формулирование возможных тем эссе – одна из форм работы студентов на семинаре. Освоение студентами навыка формулирования темы исследования будет производится на семинарах (при корректирующем участии преподавателя) и самостоятельно (при возможности дистанционного консультирования преподавателем). В итоге каждый студент сможет выбрать один из трех текстов-источников и сформировать «антропологическую» тему для своего эссе. Тема по желанию студента могут быть согласована с преподавателем. Эссе пишется в формате моделирования историко-антропологического исследования текста. Этот «имитационно-игровой» формат работы студента не требует знания и реферирования историографии исследований текста, а тем более написания компиляции с пересказом работ исследователей-предшественников и комментаторов текста. В задачу студента входит формулирование «своей» узкой конкретной, по мере возможности – оригинальной, политико-антропологической темы и выборки всех известий по этой теме. Интерпретация текста студентом оценивается по логике его аргументации и оригинальности его выводов. Насколько эти выводы правильны и соответствуют принятым учеными интерпретациям текста, является вторичным дополнительным критерием оценивания. Образцовые темы эссе: «Численность групп заговорщиков в “Жизни двенадцати цезарей” Гая Светония Транквилла», «Рабы и слуги в “Тайной истории” Прокопия Кесарийского», «Политическая символика одежды в “Об управлении империей” Константина VII Багрянородного». Один текст объемом не менее 8 000 и не более 10 000 знаков, в котором проанализирован тест-текст, представленный преподавателем. Срок сдачи работ – до последнего семинарского занятия курса включительно. Срок сдачи задолженностей по работе – до последнего дня накануне экзамена включительно, с возможным снижением оценки при отсутствии уважительных причин задолженности.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Самостоятельное чтение текстов древних и средневековых авторов и чтение специальной политико-антропологической литературы по заданию преподавателя. Умение самостоятельно комментировать тест-тексты и интерпретировать их при помощи методов и терминологии, почерпнутых из специальной политико-антропологической литературы.
  • неблокирующий Экзамен
    Беседа по выполненному эссе и прослушанным лекциям. По итогам беседы происходит выставление экзаменационной оценки, отражающей адекватность владения проблематикой политической антропологии, а также адекватность понимания темы эссе и текста, которому это эссе посвящено. Выставление итоговой оценки за курс.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.3 * Работа на семинарах + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Война с персами. Война с вандалами. Тайная история, Прокопий Кесарийский, 2000
  • Жизнь двенадцати цезарей, Светоний, Г. Т., 2001
  • Политическая антропология : учеб. пособие, Крадин, Н. Н., 2001

Авторы

  • Щавелев Алексей Сергеевич