Бакалавриат
2021/2022





Методология психологии
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Методология психологии» предполагает обзор теоретико-методологических основ современной психологии и ее актуальных проблем. Обсуждается методология науки как особая область познания, различные типы научного познания в их исторической обусловленности, а также присущие им критерии научности. Анализируются современные методологические концепции (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани) и возможности их применения в методологии психологии (на примере реконструкции развития психоанализа, культурно-исторической психологии и других направлений). Основы методологии психологии раскрываются при изучении фундаментальных принципов психологии, ее предмета и метода в их взаимосвязи, актуальных проблем современной психологии. Проблема исходной онтологии психологии рассматривается в контексте исторического развития представлений о сущности человека, отличительных характеристиках его бытия. Особое внимание уделяется методологии психологической практики и проблеме интеграции психотерапевтического опыта.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представлений о методологии как особой области знания
- Формирование представления о методологических основаниях и методологических проблемах современной психологии
- Формирование представлений о методологических проблемах психологической практики
- Приобретение опыта осмысления методологических оснований своего собственного исследования
Планируемые результаты обучения
- Излагает и комментирует основные положения рационалистских (К. Поппер, И. Лакатос) и иррационалистских методологий (Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани), проводит их сравнительный анализ, может распространить их на область психологического познания. Подкрепляет изложение теоретических основ конкретными примерами развития науки в целом и развития психологии. Формулирует принципы фаллибилизма, фальсификации, теоретического реализма, методологического плюрализма.
- Излагает и комментирует представление об онтологии психологии и ее связи с проблемой определения сущности человека, основных характеристик его бытия. Определяет предмет и метод психологии и объясняет их взаимосвязь, а также прослеживает развитие предмета и метода в истории психологии. Анализирует проблему экспериментального метода в психологии. Дает общую характеристику методологии современной психологической практики. Анализирует проблему интеграции психотерапевтического опыта.
- Называет и дает характеристику основным проблемам современной психологии. Анализирует проблему кризиса в психологии. Анализирует перспективы развития психологии как науки особого типа в контексте проблем ее парадигмальности и принадлежности к неклассическому или постнеклассическому типам научного познания.
- Описывает и комментирует сущность, функции и структуру методологического знания. Проводит сравнительный анализ понятий "философия", "методология" и "наука". Излагает представления об исходной онтологии науки. Умеет определять предмет и метод научного исследования и объясняет их взаимосвязь.
- Проводит сравнительный анализ различных исторических форм научного познания. Дает характеристику стадиям развития науки и научным революциям.
- Формулирует принципы детерминизма, системности, развития и активности. Анализирует развитие этих принципов в истории психологии и их представленность в современной психологии. Подкрепляет изложение теоретических тезисов конкретными примерами из области психологии, в том числе ссылками на теории и эксперименты, в которых данные принципы реализуются фундаментальным образом.
Содержание учебной дисциплины
- Общие представления о методологии науки
- Современные методологические концепции и их применение в методологии психологии
- Историческая относительность форм научного познания
- Основные принципы психологии
- Проблема предмета и метода современной психологии. Методология психологического эксперимента и практики
- Основные проблемы современной психологии и перспективы ее развития с методологической точки зрения.
Элементы контроля
- Активность на семинарах
- Активность на лекциях
- Сдача монографии (коллоквиум) - одна монография по выбору студентаСдача монографии проводится в форме беседы преподавателя со студентами в малых группах либо индивидуально по изучаемому в ходе освоения дисциплины классическому тексту. Студентам предоставляется выбор из нескольких классических текстов (не более трети от всех студентов курса на один текст; по предварительной записи, которую ведет преподаватель). Все классические тексты находятся в свободном доступе во множестве электронных библиотек. Студенту необходимо изложить суть изученного источника, провести краткий критический анализ концепции, заявленной в источнике, выделить ее преимущества и недостатки, а также проанализировать возможности применения этой концепции в методологии психологии, подкрепив изложение примерами из истории развития науки.
- Методологическое обоснование своей курсовой работыМетодологическое обоснование пишется студентом и может быть защищено либо на семинарах (в отдельных случаях - на лекции) в течение семестра, либо на устном экзамене в конце семестра.
- Устный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.12 * Сдача монографии (коллоквиум) - одна монография по выбору студента + 0.12 * Активность на лекциях + 0.4 * Устный экзамен + 0.24 * Методологическое обоснование своей курсовой работы + 0.12 * Активность на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Василюк, Е. Ф. (1999). От психологической практики к психотехнической теории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E63A3D6F
- Идея системности в современной психологии : монография / под ред. В.А. Барабанщикова. - Москва : Институт психологии РАН, 2005. - 496 с. - ISBN 5-9270-0057-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058454
- Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
- Мазилов, В. (2013). Методология современной психологии: Актуальные проблемы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.457A1861
- Принцип развития в современной психологии : сборник научных трудов/ отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - Москва : Институт психологии РАН, 2016. - 479 с. - (Методология, теория и история психологии). - ISBN 978-5-9270-0326-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1061550
- Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива : сборник статей / под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревич. - Москва : Институт психологии РАН, 2007. - 528 с. - ISBN 978-5-9270-0093. - (Методология, теория и история психологии). - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058779
Рекомендуемая дополнительная литература
- В. В. Мороз, & А. Н. Яровов. (2015). Взаимосвязь Традиции И Свободы В Концепции Развития Научного Знания Майкла Полани. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.27856B4E
- ДЬЯКОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ. (2016). Самоорганизация В Системе Психологических Критериев Определения Человека Как Субъекта Жизни. Сибирский Психологический Журнал, (59). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16508371
- КАРИЦКИЙ И.Н. (2014). Психологические Практики В Социальном Пространстве. Приволжский Научный Вестник, (11–2 (39)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16427171
- Карицкий И.Н. (n.d.). Теоретическая Экспликация Содержания Психологической Практики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fteoreticheskaya-eksplikatsiya-soderzhaniya-psihologicheskoy-praktiki
- Корнилова, Т. (2006). Экспериментальный Метод Как Путь К Причинному Объяснению В Психологии. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15694105
- КУН Т., & БАЛЛ О.А. (1997). Логика открытия или психология исследования? Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906939
- Кучинский, Г. М. (2009). Феноменологический метод в психологии. Карл Ясперс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73F6D3CA
- Лакатос, И. (2009). Дедуктивистский versus эвристический подход. Epistemology & Philosophy of Science, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15441029
- МАЗИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Кризис психологии: была ли Троя? Вестник Удмуртского Университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16847455
- Мазилов Владимир Александрович. (n.d.). Предмет психологии: новая версия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fpredmet-psihologii-novaya-versiya
- Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012
- ПОППЕР К., & БАЛЛ О.А. (1997). Нормальная наука и опасности, связанные с ней. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906940
- Степин В.С. (n.d.). Типы научной рациональности и синергетическая парадигма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ftipy-nauchnoy-ratsionalnosti-i-sinergeticheskaya-paradigma
- Фейерабенд, П. (2009). Прогресс в философии, науке и в искусстве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF71A9E0
- Чеснокова, А. (2008). Объяснительный Инструментарий Психологической Науки В Контексте Исторического Анализа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B737FE9C