Бакалавриат
2021/2022
Психологическая помощь детям и родителям 2
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Антонова Анна Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на подготовку ознакомление студентов с основными видами деятельности психолога, работающего с детьми и их родителями (официальными представителями и иными специалистами), а также на ознакомление с методиками взаимодействия с детьми разного возраста.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Психологическая помощь детям и родителям» является формирование профессиональных навыков, необходимых для оказания психологом помощи детям любого возраста и их родителям, а также иным взрослым, взаимодействующим с детьми
Планируемые результаты обучения
- знание основных маркеров физического и психологического насилия; знание алгоритма действия психолога в кризисной ситуации
- понимание особенностей работы педагога-психолога
- Студент должен продемонстрировать умение подобрать инструментарий, использовать его в соответствии с целями и задачами психологического воздействия, умение анализировать процесс и результаты проведенной работы, а также навык организации обратной связи
- Студент должен продемонстрировать умение подобрать инструментарий, использовать его в соответствии с целями и задачами психологического воздействия, умение анализировать процесс и результаты проведенной работы, а также навык организации обратной связи.
Содержание учебной дисциплины
- Ребенок как элемент семейной системы.
- Этика психологического консультирования семьи и детей
- Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков.
- Подходы к семейному консультированию. Детская психотерапия.
Элементы контроля
- Аудиторная активностьКритерии оценивания активности на занятии варьируются от 0 до 1 баллов: 0 баллов – не посетил занятие; 0,5 баллов – посетил занятие, однако не был включен в работу/задал один вопрос; 1 балл – высокая активность;
- Экзаменационное заданиеЗадание - одно на выбор студента
- Экзаменационное заданиеОценка за Э1 складывается из следующих критериев: Э1 = Ок1 + Ок2 + Ок3 Ок1 - представлена оценка кейсовой ситуации (вовлеченные участиники, проблемная ситуация, особенности социальной ситуации развития, гипотезы о причинах возникновения ситуации и мишенях психологической работы). Максимум 4 балла Ок2 - подобраны способы проверки рабочих гипотез и достижения результатов; представлен план интервенций, включающий обоснование использовнаного диагностического инструментария(при необходимости), а также пути коррекционно-развивающей работы с участниками ситуации. Максимум 3 балла. Ок3 - представлена предполагаемый результат работы, сформулированы критерии изменения ситуации (улучшение поведения, снижение жалоб и проч). Максимум 3 балла На экзамене происходит устное представление проведенной работы. ВАЖНО! Студент получает 0 за работу в одном из следующих случаев: • Отсутствие сданной работы; • Отсутствие информированного согласия (или невозможность установления подлинности личности клиента (например, замазанные имя и фамилия), так как в этом случае преподаватель не имеет права проверять предоставленную работу.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.65 * Аудиторная активность + 0.35 * Экзаменационное задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- БАЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2016). Психология безопасности: теоретическая основа помощи в экстремальной ситуации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89088E9A
- Венгер А. Л., Морозова Е. И. - КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 312с. - ISBN: 978-5-534-03304-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/klinicheskaya-psihologiya-razvitiya-437534
- Грецов, А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание : практическое руководство / А. Грецов. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 416 с. - ISBN 978-5-459-00887-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055395 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055395
- Ковров Владимир Викентьевич, & Kovrov Vladinir Vikentievich. (2015). Психологические и педагогические критерии и показатели агрессии и насилия в межличностном взаимодействии подростков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.83DEDD4
- Ковров Владимир Викентьевич, & Kovrov Vladinir Vikentievich. (2015). Угрозы и риски агрессии и насилия в межличностном взаимодействии подростков: социально-психологический аспект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E15E48E1
- Ковров, В. (2012). Психологическая Безопасность Детей, Находящихся В Трудной Жизненной Ситуации В Образовательной Среде Школы: Опыт Эмпирического Исследования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DCC3C479
- Хухлаева О. В. - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ. ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-06780-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskaya-sluzhba-v-obrazovanii-shkolnyy-psiholog-441144
- Шойгу, Ю. С., & Филиппова, М. В. (2015). Этические Аспекты Экстренной Психологической Помощи Представителям Разных Культур. Moscow University Psychology Bulletin, (3), 108–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117146671
Рекомендуемая дополнительная литература
- Донцов А. И., Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 222с. - ISBN: 978-5-534-09996-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-429117
- Смирнова Е.О. - Детская психология - КноРус - 2019 - ISBN: 978-5-406-06504-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929971
- Филиппова, М. В. (2015). Культурно-Этническая Принадлежность Как Фактор Регуляции Поведения Пострадавших В Чрезвычайных Ситуациях. Moscow University Psychology Bulletin, (2), 128–133. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117129284