Бакалавриат
2021/2022
Нейрофилософия
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Веретенников Андрей Анатольевич,
Фаликман Мария Вячеславовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс призван выработать у слушателей минимальные навыки ориентации в многообразии современных философских, психологических и нейробиологических представлений о природе сознания и психики у человека и животных. От этих представлений зависит дальнейшая моральная, юридическая и культурная политика как по отношению к животным, так и по отношению к системам искусственного интеллекта.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать общее представление о психофизической проблеме в классической и современной философии, об основных подходах к ее решению и о месте данной проблемы в исследованиях в области психологии, когнитивной нейронауки и искусственного интеллекта
Планируемые результаты обучения
- Даёт определения основных понятий современной философии сознания, соотносит их друг с другом
- Знает основные подходы к решению психофизической проблемы в современной философии
- Может выделить основные философские, психологические и этические проблемы, связанные с вопросом о "переносе психики"
- Может изложить основные этапы развития философии сознания
- Может привести примеры критериев и мер осознания, используемых в современных когнитивных исследованиях
- Может привести примеры современных представителей разных вариантов решения психофизической проблемы
- Может сформулировать основные представления о мозговом субстрате сознания в современной когнитивной нейронауке
- Может сформулировать суть психофизической проблемы в контексте современных когнитивных исследований
- Производит сравнительный анализ особенностей психики человека и животных, опирающийся на современную научную литературу
- Формулирует и обосновывает сильную и слабую позиции в отношении искусственного интеллекта
Содержание учебной дисциплины
- История философской психологии и философия сознания. Основные определения.
- Введение в нейрофилософию. Междисциплинарные исследования сознания в когнитивной науке. Психофизическая проблема и ее уровни. Проблемы сводимости и локализуемости.
- Психофизическая проблема (mind-body problem) в современной философии.
- Ментальные содержания, сенсорные качества (квалиа) и другие понятия современной философии сознания
- Проблема критериев сознания и осознания: междисциплинарный подход. Осознаваемые и неосознаваемые процессы в познании.
- Эволюция сознания. Сознание человека и психика животных (animal minds & alternative brains).
- Сильный и слабый искусственный интеллект. Моделирование сознания и проблема "переноса психики".
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.6 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Итоговое эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Chalmers, D. (2015). Consciousness and its Place in Nature. Blackwell Publishing Ltd.
- Chalmers, D. J. (1996). The Conscious Mind : In Search of a Fundamental Theory. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=55770
- Jackson, F. (1982). Epiphenomenal Qualia. Philosophical Quarterly, 32(127), 127–136. https://doi.org/10.2307/2960077
- Searle, J. (1980). Minds, Brains and Programs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edscog&AN=edscog.7150
- Tononi, G., & Koch, C. (2008). The Neural Correlates of Consciousness. Annals of the New York Academy of Sciences, 1124, 239–261. https://doi.org/10.1196/annals.1440.004
- Виды психики : на пути к пониманию сознания, Деннет, Д. С., 2004
- Когнитивная психология: история и современность : хрестоматия, , 2011
- Сладкие грезы : чем философия мешает науке о сознании, Деннет, Д., 2017
- Сознающий ум : в поисках фундаментальной теории, Чалмерс, Д., 2013
- Философская психология в эпоху Просвещения, Васильев, В. В., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Brain Processes, Christof Koch, & Naotsugu Tsuchiya. (n.d.). Opinion TRENDS in Cognitive Sciences Vol.11 No.1 Attention and consciousness: two distinct. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5B1C6928
- Chalmers, D. (2015). Phenomenal Concepts and the Explanatory Gap. Oxford University Press.
- Chalmers, D. J. (2013). How can we construct a science of consciousness? Annals Of The New York Academy Of Sciences, 1303, 25–35. https://doi.org/10.1111/nyas.12166
- Daniel C. Dennett. (2017). Consciousness Explained. Little, Brown and Company.
- Искусственный интеллект - надежды и опасения : сборник, , 2020
- Искусственный интеллект : междисциплинарный подход, Алексеев, А. Ю., 2006
- Искусственный интеллект : стратегии и методы решения сложных проблем, Люгер, Дж. Ф., 2005
- Истоки человеческого общения, Томаселло, М., 2011
- Код креативности : как искусственный интеллект учится писать, рисовать и думать, Сотой, М. дю, 2020
- Эволюция психики : избр. психол. труды, Леонтьев, А. Н., 1999