• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Политическая повседневность России второй половины XIX – начала XX века"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

"Курс посвящен повседневным практикам представителей власти и оппозиции в России второй половины XIX – XX вв. В этой связи будет поднят целый ряд вопросов, позволяющих охарактеризовать политический режим изучаемого периода. Как принимались политические решения в самодержавной России? Что представляла собой бюрократия на рубеже XIX – XX вв.? Каков был стиль и ритм работы чиновничества разных ведомств и различного статуса? Какова была роль императора и его семьи в политической системе империи? Кто в итоге определял направление развития страны? Т. е. в центре внимания – «политическая кухня» России изучаемого периода. Политическая жизнь империи разворачивалась не только в правительственных канцеляриях, но и в редакциях газет, в кружках, салонах, в земских собраниях, в революционном подполье. Иными словами, речь идет о политической повседневности общественного движения, о формах самоорганизации общественности. Как они менялись на протяжении изучаемого периода? Что представляли собой протопартии? Что такое политические партии до Первой русской революции и после? Насколько они были влиятельны и многочисленны? Каково было их географическое размещение? Особое внимание будет уделено представительным учреждениям после 1905 г. (Государственной думе и Государственному совету). Будет рассмотрен вопрос, как были организованы выборы, удавалось ли правительственной администрации вмешиваться в их ход. Каков был порядок работы депутатского корпуса? Что он из себя представлял? Насколько были профессиональны депутаты? Как был организован их рабочий день? Как они взаимодействовали с министрами? Невозможно обойти проблему характера политического режима в 1906 – 1917 гг., а также его эволюции накануне Февраля 1917 г. "
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • · Сформировать представления о законодательных нормах и неформальной практике государственного управления, формах общественной самоорганизации в условиях авторитарного режима, особенностях представительного строя в России в 1906-1917 гг.
  • · Апробировать методологию исследования процедур принятия политических решений в XIX – начале XX вв.; становления профессиональной бюрократии в России в XIX в.; эволюции форм общественной самоорганизации в XIX – начале XX вв.; различных форм политического действия в XIX – начале XX вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные вехи и характеристики реформаторской политики правительства начала XX в.
  • Знать основные тексты, посвященные взаимодействию власти и общественности конца XIX - начала XX вв.
  • Знать основные тексты, характеризующие деятельность социалистических партий начала XX в.
  • Знать основные тенденции эволюции бюрократии.
  • Знать правовые нормы, регулировавшие деятельность Государственной думы и реформированного Государственного совета.
  • Знать теоретические основания курса
  • Знать характерные особенности общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв.
  • Представлять основные тенденции развития исторического знания
  • Представлять характер политической системы в России в XIX в.
  • Представлять ход избирательных кампаний в Государственную думу.
  • Умение работать с современной историографии
  • Уметь анализировать интеллектуальные проекты XIX - начала XX вв.
  • Уметь анализировать тексты политических программ партий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические и методологические основания курса
  • Власть и управление в Российской империи XIX – начала XX вв.
  • Представление о власти второй половины XIX – начала XX вв.
  • Чиновничество Российской империи
  • «Образованное меньшинство»
  • Бюрократия и общество
  • Политические партии в Российской империи
  • Представительная власть в России в 1906 - 1917 гг.
  • Электоральные кампании начала XX в.
  • Социалистическое движение
  • Реформы и революции
  • Историография политической истории России XIX - начала XX вв.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее заседание (реферат)
    Реферат (научный) – небольшая исследовательская работа, написанная с целью представить читателю (проверяющему) основное содержание научной публикации (монографии, главы монографии, статьи или серии статей). Исследователь нередко готовит реферат в процессе изучения той или иной темы с тем, чтобы разобраться в существующей теоретической базе, определить состояние изученности выбранной проблемы, выявить не только достижения, но пробелы, стереотипы и прочие изъяны научного знания. В идеале реферат включает в себя сочетание двух основных компонентов. Первый – это корректная передача основных параметров исследовательского проекта реферируемой работы (актуальность, проблема, теоретическая база, источники, цель и задачи исследования, методы их решения, план работы, основные результаты исследования, их новизна и значимость). Второй – критическая оценка предпринятого автором реферируемой работы исследования (насколько актуальна выбранная тема и поставленная проблема, полно ли представлена теоретическая база, достаточны ли для решения проблемы выбранные источники и методы исследования, насколько новы и значимы полученные результаты, адекватность плана работы поставленной цели исследования, как можно дополнить или исправить выявленные недостатки в исследовательском проекте и его реализации). Только сочетание двух названных компонентов позволяет автору реферата сделать вывод о месте работы в актуальном научном знании по выбранной проблематике. Рекомендуемый объем реферата – от 6 до 8 страниц текста шрифтом Times New Roman 12 кеглем (за исключением библиографического списка источников, литературы, справочных ресурсов и др.). В программе предлагается примерный перечень тем, по которым студенту необходимо подобрать научную работу для реферирования. Этот перечень не является исчерпывающим. Студент вправе выбрать тему реферата самостоятельно, предварительно согласовав ее с преподавателем.
  • неблокирующий Устный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.5 * Устный опрос + 0.5 * Домашнее заседание (реферат)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ascher, A. (1995). Prime Minister P.A. Stolypin and his “Jewish” adviser (Vol. 30). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000154678
  • Hunter, R. (2017). Bolshevism and the Labour Movement. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470030
  • Meyers, J. (2019). A Portrait of Transition: From the Bund to Bolshevism in the Russian Revolution. Jewish Social Studies, 24(2), 107–134. https://doi.org/10.2979/jewisocistud.24.2.09
  • Mili͡ukov, P. N. (Pavel N. 1859-1943. (1905). Russia and its crisis / by Paul Milyoukov. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4673D47C
  • Rieber, A. J. (2017). The Imperial Russian Project : Autocratic Politics, Economic Development, and Social Fragmentation. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1691601
  • Wortman, R. (2017). The Power of Language and Rhetoric in Russian Political History : Charismatic Words From the 18th to the 21st Centuries. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1602513
  • Анастасия Сергеевна Туманова, & Александр Александрович Сафонов. (2016). Правительственная Бюрократия Позднеимперской России И Ее Подходы К Осуществлению Гражданских Свобод. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBA179B4
  • Арсланов, Р. А., Линькова, Е. В., & Соловьев, Е. А. (2018). Отражение процесса изучения русского либерализма ХIХ в. в современных исследованиях (аналитический обзор историографии русского либерализма). Bylye Gody, 50(4), 1538–1551. https://doi.org/10.13187/bg.2018.4.1538
  • Витте, С. Ю. Самодержавие и земство / С. Ю. Витте. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 253 с. — ISBN 978-5-507-29495-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30004 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гайда, Ф. А. (2019). European and special features in Russian liberalism of the early twentieth century ; Европейское и русское в отечественном либерализме начала ХХ века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C94BA380
  • Кильдюшов, О. (2014). Мишель Фуко Как Исследователь «Полицейского Государства»: Программа, Эвристические Проблемы, Перспективы Изучения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.41C5C51B
  • Костяев, Э. (2014). Являлся Ли Г.В. Плеханов Сторонником Царизма В Годы Первой Мировой Войны? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.311887B4
  • Леонов М.И. (2017). «Заговор Против Императора» И Ii Государственная Дума. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3CDEC658
  • П.А. Столыпин: реформатор на фоне аграрной реформы. Том 1. Путь к политическому олимпу / СафроновС.А. - Краснояр.: СФУ, 2015. - 438 с.: ISBN 978-5-7638-3212-9
  • П.А. Столыпин: реформатор на фоне аграрной реформы. Том 2. Аграрная реформа/СафроновС.А. - Краснояр.: СФУ, 2015. - 458 с.: ISBN 978-5-7638-3213-6
  • Портнягина, Н. (2013). I Государственная Дума В Борьбе За Власть: Оценка Революционного Террора. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.929CFA8A
  • Разгон, В. Н. (2018). Стратегия хозяйственной адаптации самовольных переселенцев в Алтайском округе в период столыпинских реформ. Bylye Gody, 50(4), 1774–1783. https://doi.org/10.13187/bg.2018.4.1774
  • Соловьев, К. А. (2018). The Notion of Tsarist Autocracy at the End of Nineteenth – Beginning of Twentieth Century ; Идея самодержавия (конец XIX – начало XX вв.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9A74F4EB
  • Фуко Мишель. (n.d.). Мысль извне. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmysl-izvne
  • Шелохаев, В. В., & Соловьев, К. А. (2017). Либеральные оценки Февральской революции 1917 года. Modern History of Russia, (2), 33–43. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2017.203
  • ЯКОВЛЕВА О.Н. (2014). Государственная Дума И Министерство Юстиции Российской Империи: Механизм Парламентского Запроса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DB4D95C2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Is There a Place for Democracy from Russia? ; Есть ли место демократии из России? (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.82D1603B
  • Montesquieu’s Treatise De L’Esprit des Lois and Fundamental Laws in Russia in the Early 1760s ; Трактат De L’Esprit des Lois Ш.-Л. Монтескье и фундаментальные законы в России начала 1760-х гг. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7CB3F403
  • The History of Concepts as a Theoretical and Methodological Framework of Studies on Russian Modernization History of the 1st Fourth of the 19th Century ; «История понятий» как теоретико-методологическая основа исследований по истории российской модернизации первой четверти XIX в. (2014). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.14780774
  • Trubnikova, N. V., & Ageeva, V. V. (2016). Discourse Analysis and the 'History of Notions” of Reinhardt Koselleck in the Adoption of the Contemporary Western Historiography ; Дискурс-Анализ И «История Понятий» Райнхарта Козеллека В Современной Западной Историографии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A063F077
  • МОГИЛЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ИЛЬИЧ, & СОЛОВЬЕВ КИРИЛЛ АНДРЕЕВИЧ. (2009). Столыпинский Проект Преобразования России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8E4B6851
  • Соловьев, К. (2011). Конституционная Революция Партии Кадетов: От Теории К Практике (Апрель – Июль 1906 Г.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A9E37C7E
  • ТИМОФЕЕВ Д.В. (2016). Инструментализация Понятия «Свобода» В России Первой Четверти Xix Века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.47411123
  • ТИМОФЕЕВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2010). Трактовка Понятий ’Государство’, “Гражданин” И “Гражданские Права” В Социально-Политическом Лексиконе Образованного Российского Подданного Первой Четверти Xix Века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.78C44B8C
  • ТИРГЕН ПЕТЕР. (2015). История русских понятий: к постановке проблемы. Имагология и Компаративистика, (1 (3)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16447857