• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Психология межличностных взаимоотношений 1

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 16

Программа дисциплины

Аннотация

Примечание: Нижеследующая программа является первой частью программы курса «Психология межличностных отношений» и описывает содержание курса, реализуемое в первом модуле. Цели и планируемые результаты обучения указаны для курса в целом. То же верно и для форм контроля, однако предоставление итога работы по проекту исследования происходит во втором модуле, равно как и прохождение теста. Курс «Психология межличностных взаимоотношений» разработан для студентов четвертого курса ОП «Психология» и предполагает знание ранее изученных курсов «Социальная психология», «Психология личности и индивидуальных различий», а также знание методологии научного исследования. Курс нацелен на ознакомление студентов с данными исследований, которые сфокусированы на изучении взаимосвязи индивидуального и группового в поведении человека. Материалы курса включают пять разделов: 1) мотивация принадлежности и социальное исключение; 2) взаимозависимость и координация; 3) мотивация альтруистического поведения; 4) представления о справедливости; 5) обман и честность во взаимодействии. В ходе освоения курса студенты знакомятся с теоретическими подходами и данными эмпирических исследований, анализируют и представляют дополнительные материалы по курсу, разрабатывают проект своего собственного исследования, основанного на материалах курса. Курс включает 10 лекционных (20 ак. часов) и 12 семинарских (24 ак. часа) занятий и длится в течение двух модулей. При освоении курса оцениваются следующие элементы контроля: аудиторная работа на семинарских занятиях (вес 0.3 в итоговой оценке); выполнение самостоятельной работы (0.2); проект исследования (0.3) и тест (0.2).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с базовыми теориями и результатами исследований феноменов межличностного взаимодействия.
  • Развить навыки анализировать и сопоставлять различные исследовательские подходы, оценивать их сильные и слабые стороны.
  • Развить навыки разрабатывать собственный фундаментальный или прикладной исследовательский проект, основанный на материалах курса.
  • Развить навыки студентов по участию в научной дискуссии, представлению и аргументации своей позиции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыками анализа научной литературы и корректного представления данных психологического исследования.
  • Студент владеет навыками поиска информации в научных базах данных.
  • Студент владеет навыками участия в научной дискуссии, аргументации и представления своей точки зрения.
  • Студент знает ключевые феномены, составляющие структуру курса; теоретические подходы к их пониманию; существующие методики и техники их измерения.
  • Студент знает основные методологические принципы конструирования психологического исследования.
  • Студент умеет разрабатывать проблему, цель и дизайн исследования, релевантные материалам курса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Мотивация принадлежности и социальное исключение
  • Раздел 2. Взаимозависимость и координация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Не подлежит пересдаче. Оценка по аудиторной работе складывается из различного рода активностей, которые происходят на семинарских занятиях (обсуждение прочитанной литературы, выполнение заданий на семинарах, представление результатов выполненной работы). В течение каждого семинарского занятия студент набирает баллы (от 0 – отсутствие на занятии, до максимально возможного на этом занятии), которые далее суммируются и трансформируются в 10-ти балльную шкалу при завершении курса.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Не подлежит пересдаче. Самостоятельная работа заключается в анализе статьи из списка дополнительной литературы по курсу. Студент может как представить результаты анализа в виде презентации, так и написать письменный аналитический отчет. Подробное описание задания предоставляется студентам в начале курса и размещается в LMS. Датой предоставления отчета/презентации является дата семинара, посвященного соответствующей теме курса. Результат работы оценивается в 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Проект исследования
    Проект исследования разрабатывается студентами в течение курса и является интеграцией знаний, полученных в ходе освоения курса, индивидуальных исследовательских предпочтений студента и навыков конструирования психологического исследования, полученных в ходе освоения образовательной программы. Проект исследования может быть как фундаментальным, так и прикладным по своему типу. Проект исследования представляет собой полностью спланированное исследование (от постановки проблемы до методик измерения), которое готово к реализации. Подробное описание задания и критерии оценивания предоставляются студентам в ходе первого семинарского занятия по курсу, а также размещаются на страницах курса в LMS. Дата предоставления отчета по проекту исследования устанавливается на последней учебной неделе второго модуля.
  • неблокирующий Тест
    Тест направлен на проверку знаний студентами материалов лекционных занятий и домашнего чтения. Тест включает 40 вопросов с заданными вариантами ответов (от 3 до 5 вариантов), где студенту необходимо выбрать правильный вариант. Ответ на каждый вопрос оценивается как верный, либо неверный, процент верных ответов переводится далее в 10-балльную шкалу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.3 * Проект исследования + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.2 * Тест + 0.3 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hartgerink, C. H. J., van Beest, I., Wicherts, J. M., & Williams, K. D. (2015). The Ordinal Effects of Ostracism: A Meta-Analysis of 120 Cyberball Studies. PLOS ONE ; Volume 10, Issue 5, Page E0127002 ; ISSN 1932-6203. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0127002
  • Heine, S. J. (2009). Culture and the need for positive self-regard : the Japanese case.
  • Leary, M., Kelly, K., Cottrell, C., & Schreindorfer, L. (2013). Construct Validity of the Need to Belong Scale: Mapping the Nomological Network. Journal of Personality Assessment, 95(6), 610–624. https://doi.org/10.1080/00223891.2013.819511
  • van Beest, I., Williams, K. D., & van Dijk, E. (2011). Cyberbomb:Effects of being ostracized from a death game. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.96158DC2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • C. Nathan Dewall, Roy F. Baumeister, & Kathleen D. Vohs. (n.d.). Satiated With Belongingness? Effects of Acceptance, Rejection, and Task Framing on Self-Regulatory Performance. Http://Www.Carlsonschool.Umn.Edu/Assets/113126.Pdf.
  • Hawkley, L. C., Williams, K. D., & Cacioppo, J. T. (2011). Responses to ostracism across adulthood. https://doi.org/10.1093/scan/nsq045
  • Heine, S. J., Kitayama, S., & Hamamura, T. (2007). Which studies test whether self-enhancement is pancultural? Reply to Sedikides, Gaertner, and Vevea, 2007. Asian Journal of Social Psychology, 10(3), 198–200. https://doi.org/10.1111/j.1467-839X.2007.00226.x
  • John Hummel, Mark Whatley, David Monetti, Deborah Briihl, & Katharine Adams. (2009). Using the Sixth Edition of the APA Manual: A Guide for Students. Georgia Educational Researcher, 7(2). https://doi.org/10.20429/ger.2009.070201
  • MacKenzie, M. J., & Baumeister, R. F. (2019). Motivated gratitude and the need to belong: Social exclusion increases gratitude for people low in trait entitlement. Motivation & Emotion, 43(3), 412–433. https://doi.org/10.1007/s11031-018-09749-3
  • Nezlek, J. B., Wesselmann, E. D., Wheeler, L., & Williams, K. D. (2015). Ostracism in Everyday Life: The Effects of Ostracism on Those Who Ostracize. Journal of Social Psychology, 155(5), 432–451. https://doi.org/10.1080/00224545.2015.1062351
  • Van Beest, I., Andeweg, R. B., Koning, L., Van Lange, P. A. M., ISSN: 1368-4302 ; EISSN: 1461-7188 ; Group Processes and Intergroup Relations ; https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-00571676 ; Group Processes and Intergroup Relations, SAGE Publications, 2008, & 11 (1). (2008). Do Groups Exclude Others More Readily Than Individuals in Coalition Formation? ISSN: 1368-4302. https://doi.org/10.1177/1368430207084846