• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Кто читает: Институт прикладных политических исследований
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» является сквозной дисциплиной для бакалавров-политологов, которая проходит на протяжении 4 курсов. Целью освоения всей 4-годичной программы дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. НИС на 4-м курсе проходит в форме воркшопа и посвящен коллективному обсуждению проектов ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения 4-годичной программы дисциплины студент должен: Знать: • отличительные черты научной мысли и научного исследования; • основные стадии исследовательской процесса и их содержание: алгоритм планирования, организации и реализации исследования в области социальных наук; • стандарты оформления и представления его результатов; • что такое оригинальность исследования, самоцитирование и плагиат; • основы академической этики; • принципы подготовки и представления устных академических выступлений (устная защита и формулирование вопросов к выступающему), • основные виды исследовательских стратегий; • различные исследовательские методы и дизайны, их возможности и ограничения; • основные отличия количественных и качественных исследований;
  • Дать представление о принципах организации академического исследования, обладающего научной новизной в рамках соответствующего научного поля
  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» (2 курс) является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. Научно-исследовательский семинар призван: • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности; • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы; • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления.
  • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности
  • Познакомить с основными методологическими альтернативами в политической науке
  • Уметь: ¥ сформулировать исследовательскую проблему, исследовательские вопросы, формулировать цель и задачи исследования; ¥ пользоваться библиотечными ресурсами и базами данных; ¥ критически анализировать научные статьи; ¥ работать со вторичными данными; ¥ планировать работу над исследованием; ¥ выбирать, определять и использовать понятия для описания и решения исследовательской проблемы;
  • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы
  • Иметь навыки: ¥ подготовки программы исследования на примере курсовой работы; ¥ оформления списка литературы; ¥ написания и редактирования научных текстов; ¥ презентации исследования перед аудиторией; ¥ структурирования информации для презентации; ¥ резюмирования, систематизации источников.
  • Расширить арсенал методов работы с эмпирическими данными
  • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления
  • Усовершенствовать навыки презентации результатов исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Пишет критический обзор литературы (обзор состояния проблемы)
  • Пишет текст в академическом жанре
  • Умеет вычленить в прочитанном исследовании цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория, результат
  • Умеет написать введение курсовой работы как research proposal
  • Умеет написать обзор состояния проблемы (обзор литературы)
  • Умеет описать тип научного исследования в академических терминах
  • Умеет провести полный цикл качественного исследование по одному из методов
  • Умеет сформулировать цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория по своему исследовательскому полю
  • Умеет устно представить результат своего исследования
  • владеет методами анализа текстов (дискурс-анализ)
  • знает основные подходы в рамках институционального анализа
  • определяет место полученных результатов анализа в соответствующем исследовательском поле
  • ориентируется в методологических подходах к изучению соответствующей проблемы исследования
  • ориентируется в рамках подходов к анализу политического поведения
  • применяет количественные методы на базовом и углубленном уровне;
  • проводит интервью в рамках анализируемой проблемы;
  • способен выбрать методы, релевантные изучению выбранной проблемы в рамках сформулированной теоретической рамки
  • способен сформулировать теоретическую рамку (теорию)
  • умеет интерпретировать результаты анализа в рамках используемой теории
  • умеет применять в анализе инструменты программы NVivo
  • умеет формулировать и представлять исследовательское предложение в рамках публичной защиты и обсуждения (воркшопа).
  • формулирует смешанный исследовательский дизайн
  • формулирует экспериментальный дизайн исследования;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Презентация проекта ВКР
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Групповой проект.
  • неблокирующий Обзор литературы для своей курсовой работы
    Обзор литературы на 20 источников по своей теме курсовой работы.
  • неблокирующий Домашняя работа - Введение к курсовой работе
  • неблокирующий Презентация исследовательского проекта
  • неблокирующий Предзащита курсовой работы
  • неблокирующий Подготовка Research Proposal
  • неблокирующий Предзащита ВКР
    В презентации студенту необходимо представить дизайн исследования, реализуемого в рамках ВКР. Презентация должна содержать следующие компоненты: постановка научной проблемы, исследовательский вопрос, предмет, цель и задачи, методы и данные, гипотезы (если это предполагает дизайн исследования), ожидаемые результаты. Устный доклад сопровождается презентацией в Power Point. Длительность выступления 10-15 минут.
  • неблокирующий Рецензия
    Рецензия предполагает написание критического обзора на Research Proposal другого студента (формат - peer-review)
  • неблокирующий Эссе в 1 модуле
    Эссе должно представлять собой аргументированное мнение, подкрепленное знаниями об особенностях развития современных социо-гуманитарных наук. Объем работы - 5-10 тыс. знаков. Работа должна быть структурирована, иметь традиционную для творческих работ композицию (введение, основная часть, заключение). Содержание работы зависит от автора, может затрагивать отдельные аспекты развития наук / конкретной науки, ее роли в обществе, влиянии на человеческую жизнь. Приветствуется приведение примеров практического применения результатов исследований в социально-гуманитарных науках.
  • неблокирующий Работа на семинарах в 1 модуле
    Участие в обсуждениях, ответы на вопросы преподавателя.
  • неблокирующий Работа на семинарах во 2 модуле
    Участие в обсуждениях и ответы на вопросы.
  • неблокирующий Работа на семинарах в 3 модуле
    Участие в обсуждениях методологических особенностей конкретных исследований. Собственные мнения студентов по поводу методологических проблем современной науки.
  • неблокирующий Домашнее задание 2.1 - поиск ошибок в дизайне ВКР.
    Необходимо указать на ошибки в дизайне защищенной ВКР и предложить варианты их исправления.
  • неблокирующий Домашнее задание 2.2 - пробный дизайн исследования
  • неблокирующий Подготовка расширенного резюме статьи.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Работа в комиссии
    Оценивание презентации ВКР со стороны студентов в составе импровизированной комиссии. На каждой паре из числа студентов группы рандомизировано определяется состав комиссии для прослушивания ВКР на этот день. Комиссия оценивает презентацию ВКР, согласно официальным критериям оценки ВКР, как на настоящей защите. Комиссия пишет комментарии и ставит оценку за каждую прослушанную презентацию. Затем выводится среднее арифметическое всех членов комиссии из числа студентов. Каждый студент должен поучаствовать в комиссии дважды.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2019/2020 учебный год 4 модуль
    0.1 * Посещаемость + 0.3 * Домашние задания + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.15 * Подготовка расширенного резюме статьи. + 0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Групповой проект.
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.1 * Эссе в 1 модуле + 0.05 * Домашнее задание 2.1 - поиск ошибок в дизайне ВКР. + 0.05 * Работа на семинарах во 2 модуле + 0.05 * Обзор литературы для своей курсовой работы + 0.25 * Предзащита курсовой работы + 0.25 * Работа на семинарах в 3 модуле + 0.15 * Работа на семинарах в 1 модуле + 0.1 * Домашнее задание 2.2 - пробный дизайн исследования
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.5 * Презентация исследовательского проекта + 0.5 * Домашняя работа - Введение к курсовой работе
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.2 * Работа в комиссии + 0.3 * Подготовка Research Proposal + 0.2 * Рецензия + 0.3 * Предзащита ВКР
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Qualitative inquiry & research design : choosing among five approaches, Creswell, J. W., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Research design : qualitative, quantitative, and mixed methods approaches, Creswell, J. W., 2014

Авторы

  • Фомин Иван Владленович
  • Мальцев Артем Михайлович
  • Карпич Юлия Владимировна
  • Ахременко Андрей Сергеевич
  • Порецкова Анастасия Анатольевна
  • Туробов Алексей Владимирович