• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Междисциплинарные методы анализа языка и культуры-2

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Науки об обществе, языке и культуре больше не получается разделить между собой: множество вопросов и проблем требуют взаимодействия между лингвистикой, антропологией, социологией, когнитивными науками и даже искусственным интеллектом. Что может стать результатом языкового контакта? Почему некоторые языки умирают и можно ли их спасти? Чем руководствуются люди при коммуникации? Чем вопрос «Не могли бы Вы передать мне соль?» не похож на вопрос (и почему не на всех языках так можно сказать)? Чем руководствуется говорящий при выборе обращения на ты или на Вы? Влияет ли язык на мышление или наоборот? Как можно использовать компьютерные методы в изучении культуры? В рамках курса мы обсудим эти и другие вопросы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с дисциплинами на стыке лингвистики и других когнитивных и гуманитарных наук: социолингвистикой, лингвистической антропологией, когнитивной лингвистикой, цифровыми гуманитарными науками, прагматикой
  • развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата и аргументации в этих областях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть базовыми представлениями о лингвистике и ее месте среди других наук.
  • Владеть базовыми представлениями о полисемии и анализе ее в рамках когнитивной семантики
  • Владеть основами понятийного аппарата современной прагматики
  • Владеть основами понятийного аппарата современной прагматики.
  • Знать о возможностях и методах в сфере междисциплинарных гуманитарных исследований.
  • Знать основные понятия лингвистической антропологии и социолингвистики
  • Знать основы теории вежливости.
  • Знать основы теории речевых актов.
  • Применять методы когнитивной лингвистики и лексической семантики при анализе текстов и речевых ситуаций, при решении задач перевода и межкультурной коммуникации
  • Применять методы теории речевых актов при анализе речевых ситуаций.
  • Применять теорию вежливости при анализе текстов и речевых ситуаций, использовать ее при решении задач перевода и межкультурной коммуникации
  • Уметь использовать данный понятийный аппарат при анализе дискурса и культуры.
  • Уметь оперировать основными понятиями социолингвистики и лингвистической антропологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лингвистика и языковое разнообразие
  • Прагматика. Элементы значения и коммуникация.
  • Полисемия и когнитивная семантика.
  • Лингвистическая антропология.
  • Речевые акты.
  • Вежливость.
  • Digital humanities.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Квизы в конце семинара по материала прошедшего занятия
  • неблокирующий Домашнее задание по прагматике
  • неблокирующий Домашнее задание по полисемии и когнитивной семантике
  • неблокирующий Домашнее задание по теории речевых актов
  • неблокирующий Домашнее задание по теории вежливости
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Домашнее задание по теории вежливости + 0.2 * Домашнее задание по теории речевых актов + 0.2 * Домашнее задание по полисемии и когнитивной семантике + 0.2 * Домашнее задание по прагматике + 0.2 * Квизы в конце семинара по материала прошедшего занятия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mesthrie, R. (2011). The Cambridge Handbook of Sociolinguistics. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400558

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Meyerhoff, M. (2018). Introducing Sociolinguistics (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1875703