• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Социология литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Вдовин Алексей Владимирович, Земскова Елена Евгеньевна, Успенский Павел Федорович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по выбору предлагает обзор ключевых направлений социологических исследований литературы XX-XXI веков, включая такие проблемы как «литература как социальный институт», «автор, авторство и авторское право в новое время», «литературный канон», «читатель и читательские сообщества», «фанфикшн и современные формы существования сетевой словесности», «идеология различных литературных жанров», трансмедийный сторителлинг, культура соучастия. Слушатели познакомятся с работами таких классиков социологии литературы, как Б.В. Дубин, Л.Д. Гудков, П. Бурдье, Х.Р. Яусс, Д. Гиллори, Д. Кавелти, Ф. Моретти, Ф. Джеймисон и др. Курс предлагает студентам набор подходов и теоретических инструментов, которые они смогут применять для анализа любых иных литературных текстов и кинофильмов. В этом смысле курс будет полезен слушателям с самыми широкими интересами – от истории литературы до современного искусства. Во 2 модуле запланирована практическая полевая работа (с включенным наблюдением) - посещение одного из текущих литературных событий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов навыков ориентации в современных исследованиях литературы в социологическом контексте, анализа литературных произведений с использованием современных междисциплинарных подходов
  • Знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами зарубежной и отечественной традиции социологического изучения литературы.
  • Развитие у студентов навыков анализа научных текстов при помощи разнообразного инструментария, применяемого гибко и корректно
  • Подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельной исследовательской работе.
  • Формирование практических социологических навыков и методов полевого анализа данных и их интерпретации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание теории Моретти, умение её анализировать, критически оценивать и применять к анализу любых кейсов
  • Ориентируется в основных трендах развития социологии литературы
  • Умение ориентироваться в основных трендах развития социологии литературы в России.
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Бурдье, применять ее к анализу любых кейсов
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Гиллори, применять ее к анализу любых кейсов
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Кавелти, применять ее к анализу любых кейсов
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Яусса, применять ее к анализу любых кейсов
  • Умение применять социологические модели для изучения конкретных кейсов в истории русской литературы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология литературы – основные тенденции
  • Социология русской литературы: обзор исследований
  • Социология литературного поля. Теория П. Бурдье и ее проекции
  • Современные исследования литературного канона
  • Социологический анализ литературного текста
  • Рецептивная эстетика и изучение читателя
  • Исследования массовой литературы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарах
  • неблокирующий Тесты по лекционным материалам
    Тестовые задания (1-2 вопроса, требующие множественный выбор или развернутый ответ) проводятся 2 раза в модуль (2 раза в 1 и 2 раза во 2-м модуле) после прослушанных студентами лекций.
  • неблокирующий Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.29 * Аудиторная работа на семинарах + 0.29 * Тесты по лекционным материалам + 0.42 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bojanowska, E. M., Brooks, J., Lounsbery, A., Miller, R. F., Rebecchini, D., Stone, J., … Росси, Л. (2016). Reading in Russia. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F3DB8512
  • Guillory, J. (1993). Cultural Capital : The Problem of Literary Canon Formation. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=638238
  • Moretti, F. (2000). The Slaughterhouse of Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4080AE94
  • Moretti, F. (2013). Distant Reading. London [England]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=729748
  • Network theory, plot analysis. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.629DE0C9
  • On paragraphs. Scale, themes, and narrative form. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.49B0B30A
  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
  • Бурдье, П. (2005). Различение: Социальная Критика Суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1E177901
  • Бурдье, П. (2005). Различение: Социальная Критика Суждения. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692749
  • Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., 2011
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Рейтблат, А. И. (2016). Письменная литература в России в XIX веке, ее социокультурные функции и читатели. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73C9E5E9
  • Самутина, Н. (2013). Великие Читательницы: Фанфикшн Как Форма Литературного Опыта. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.84E6F7F4

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bourdieu, P., & Emanuel, S. (2010). Rules of Art : Genesis and Structure of the Literary Field. Maldon, MA: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1734387
  • Canon/archive : large-scale dynamics in the literary field. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFEA8C7F
  • VDOVIN, A. (2017). “Dmitry Tolstoy’s Classicism” and the Formation of the Russian Literary Canon in the High School Curriculum. Ab Imperio, 18(4), 108–137. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=128449818
  • От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы, Рейтблат, А. И., 2009