• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Современная визуальная культура, искусство и коммуникация

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит с ключевыми парадигмами и стилями (модернизм, постмодернизм и метамодернизм), ключевыми авторами и направлениями визуальной культуры и искусства ХХ-ХХI века. Знакомство с визуальной культурой и искусством происходит через синтез различных художественных, социокультурных, коммуникативных и технологических феноменов, включающих дизайн, современное (актуальное) искусство, параметрическую архитектуру, медиа и массовую культуру (кино и сериалы). Курс знакомит студентов с актуальными теориями, кейсами, а также инструментами создания и анализа продукта визуальной культуры, искусства и коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является знание и владение базовыми теоретическими концепциями и прикладными инструментами разработки и исследования современной (актуальной) визуальной культуры, искусства, коммуникации и медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия, владеет методами визуального исследования.
  • Может выявить основные особенности и концептуальные положения европейского и русского авангарда.
  • Знает основные теоретические положения и практические решения интернационального стиля в области визуальных коммуникаций.
  • Владеет базовыми основами работы с модульной сеткой.
  • Может анализировать значение и влияние поп культуры и поп дизайна в современной массовой культуре.
  • Знает основные теоретические положения и практические решения постмодернизма.
  • Может выделять модернистский и постмодернистский подход к визуальной коммуникации.
  • Может анализировать стилевые и концептуальные отличия между модернисткой, постмодернистской, метамодернистской визуальной культурой, дизайном и архитектурой.
  • Знает основные особенности и тенденции современной визуальной культуры и коммуникаций.
  • Может выявить принципы воздействующего построения в кино.
  • Умеет использовать инструменты системного киноанализа.
  • Знает и умеет использовать Эффект Кулешова.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Методы визуального исследования
    Методы исследования в сфере визуальной культуры и коммуникациях. Структурный и сравнительный анализ. Сила взгляда. Визуальная антропология. Основы теории визуального восприятия. Хронология и базовые парадигмы, генезис визуальной культуры и коммуникации ХХ-XXI вв., концептуальные единицы анализа.
  • Тема 2. Модернизм
    «Дизайн и преступление» (А. Лоос). Русский и европейский футуризм, дадаизм. Конструктивизм, Баухаус. Функционализм, Швейцарский дизайн, интернациональный типографический стиль, Модульная сетка, модернизм и корпоративные коммуникации, «Хороший дизайн» (Д. Рамс), архитектура модернизма.
  • Тема 3. Массовая культура
    Поп-арт и оп-арт. Образы поп-культуры в рекламе и массовых коммуникациях. Поп-дизайн, Т. Йоко, А. Джонс. Дизайн гламурных журналов в США. Образы массовой культуры в кино. Контркультура, группа Grapus, британский панк. Критика потребительской культуры: «Дизайн для реального мира» (В. Папанек).
  • Тема 4. Постмодернизм и пост-постмодернизм
    «Швейцарский панк», «Новая волна» и компьютерная революция конца 1980-х. начала 1990-х. Деконструктивизм. Постмодернизм в дизайне и архитектуре. Мемфис, журнал Emigre. «Манифест метамодернизма» (Л. Тернер, 2011). Параметрическая архитектура и дизайн и метамодернистская осцилляция.
  • Тема 5. Современная визуальная культура и коммуникации
    Современные корпоративные и потребительские коммуникации: общие характеристики и тенденции. Типографика и визуальная культура. Креативная реклама и упаковка. Плагиат в дизайне. Аудиовизуальный перформанс.
  • Тема 6. Кино и сериалы
    Принципы воздействующего построения (С. Эйзенштейн) и Эффект Кулешова. Системный киноанализ (Г. Кортэ). Проблема автономности художественного произведения. Семиотика и массовая культура (Р. Барт, «Римляне в кино»). Авангардное кино, «Фабрика» Э. Уорхола. Система образов и референсов в современной массовой культуре (утопия и антиутопия, мир будущего, социальная критика и повседневность).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Индивидуальная исследовательская работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Индивидуальная исследовательская работа + 0.6 * Письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. - 304 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 5-98281-021-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/73495

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Charlotte Ashby. (2017). Modernism in Scandinavia : Art, Architecture and Design. Bloomsbury Academic.
  • Edward Willett. (2018). Andy Warhol: Fighting to Revolutionize Art. [N.p.]: Enslow Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1680484
  • Берукашвили Л.Г. - Всё о метамодернизме - Русайнс - 2020 - 73с. - ISBN: 978-5-4365-4258-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/935272
  • Серс, Ф. Тоталитаризм и авангард: В преддверии запредельного [Электронный ресурс] / Ф. Серс, С.Б. Дубин. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 337 с. - ISBN 978-5-89826-527-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018109 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018109