• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Литература и Digital Humanities

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает ознакомление студентов с компьютерными методами анализа художестввенного текста, с базовыми концепциями формального и квантитативного подхода к литературному материалу и соответствующими инструментами работы с ним. Курс предусматривает также знакомство с литературоведческими проектами, в которых применяются современные цифровые и компьютерные методы. Цифровое литературоведение, охватывающее вопросы текстологии, структуры художественного произведения и динамики литературного процесса, восходит к трудам формалистов и стиховедов 1920-х годов, бурно развивается в эпоху технооптимизма 1960-х и получает новый импульс на стыке XX и XXI вв., а также в современной цифровой реальности. Курс содержит как теоретические сведения, касающиеся специфики такого подхода к русской и мировой литературе, его сильных сторон и ограничений, так и практические компоненты, позволяющие студентам осуществлять самостоятельные исследования в рамках данного направления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в гуманитарных дисциплинах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных.
  • Студент владеет навыками практической работы с технологиями обработки текстовых данных.
  • Студент имеет представление о данных и принципах работы современных технологий в филологической области знания
  • Студент умеет анализировать результаты квантитативного анализа.
  • Студент умеет использовать открытые ресурсы со структурированными данными.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Корпус «Прозиметрон», возможности работы с ним.
  • Основные принципы текстовой разметки.
  • Анализ ритмики стиха на фоне прозы. Проза поэта.
  • Русский рассказ в диахронии: подходы к анализу малой русской прозы с помощью стилеметрических и DH-методов.
  • Квантитативное исследование стиля: история и цели.
  • Корреляционный анализ лингвистических данных.
  • Классификационный анализ в лингвистике.
  • Образы: квантитативный анализ.
  • Квантитативный анализ динамики стиля.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Проект
    Выполняется проект на тему «изучение ритмики стиха на фоне прозы на материале русской художественной прозы и стиха 19-20 веков» Конкретный материал определяется студентом самостоятельно по договоренности с преподавателем.
  • неблокирующий Итоговый опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Итоговый опрос + 0.5 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Миркин, Б. Г. Введение в анализ данных : учебник и практикум / Б. Г. Миркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 174 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-5009-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/388371

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Le Deuff, O. (2018). Digital Humanities : History and Development. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793705