• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Публичная история

Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен публичной истории — в настоящее время активно развивающейся области социальных и гуманитарных наук, в рамках которой исследуются способы производства исторического знания за пределами университета (например, исторические романы, кинофильмы, сериалы, настольные и компьютерные игры, др.). Наряду с этим, публичная история ставит ряд важнейших практических задач, связанных с новыми способами изучения и разговора о прошлом: от создания новых архивов и баз данных культурного наследия до подготовки и проведения музейных выставок, публикации графических романов, оказания консультационных услуг при съемках исторических фильмов. Для осмысления вопросов бытования прошлого в публичном пространстве публичная история сейчас активно осваивает арсенал современной гуманитарной и социальной теории для осмысления механизмов культуры памяти и работы с прошлым (прежде всего, трудным, неудобным, травматичным), обеспечения взаимодействия различных групп и коммуникации разными аудиториями, работы культурным наследием (в том числе, наследием маргинализированных социальных групп: мигрантов, жертв репрессий, заключенных, др.), экспертизы и поддержки деятельности различных институтов, участвующих в формировании исторической политики. В рамках курса студенты будут знакомиться с современным полем публичной истории (public history) и ключевыми теориями и подходами для анализа истории в публичном пространстве: исследования памяти, культурного наследия, музейных репрезентаций; актуальными дискуссиями о том, как в настоящее время понимается и проблематизируется прошлое и публика в рамках публичной истории в Европе, США и России; а также освоят некоторые практические методики для работы с прошлым –– цифровые методы (3D-моделирование, составление баз данных и каталогов, подготовка проектов виртуальных выставок, т.д.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с современным полем публичной истории (public history)
  • Формирование у студентов представлений о том, как в настоящее время понимается и проблематизируется прошлое и публика в рамках публичной истории в Европе, США и России
  • Знакомство студентов с ключевыми теориями и подходами для анализа истории в публичном пространстве: исследования памяти, культурного наследия, музейных репрезентаций
  • Изучение возможностей цифровых инструментов и цифровых сред в реализации практик публичной истории, в том числе в музейных проектах, работе с историческим и культурным наследием, развитии партиципаторности культурных институций и краудсорсинга, а также освоение некоторых практических цифровых методик для работы с прошлым (3D-моделирование, составление баз данных и каталогов, подготовка проектов виртуальных выставок, т.д.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать, что такое публичная история как академическая дисциплина и как сфера деятельности.
  • Знать, какие существуют центры по публичной истории в России, в чем их специфика.
  • Знать основные направления современных memory studies
  • Понимать содержание понятий «культура памяти» и «мемориальная культура»
  • Знать содержание концепции исторической культуры
  • Ориентироваться в основных направления исследований исторической культуры
  • Знать основные характеристики музеев памяти
  • Ориентироваться в современных подходах к изучению музеев памяти
  • Знать основные концепции и подходы к определению культурного наследия
  • Понимать специфику культурной политики по отношению к культурному наследию в европейских странах
  • Ориентироваться в современных подходах к изучению культурного наследия: heritage studies и critical heritage studies
  • Понимать, какие существуют направления изучения популярной культуры как культурного наследия
  • Понимать основные направления Digital Public History
  • Уметь использовать базовые навыки работы с онлайн-текстами в рамках Digital Public History
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Публичная история и публичные историки в России.
    Публичная история как академическая дисциплина и сфера деятельности. Как понимается публичная история в России. Какие существуют образовательные программы о публичной истории в России.
  • Холокост и мемориальная культура
    Коллективная память и ее разновидности. Холокост: причины, периодизация, последствия. Травматические воспоминания. Память о жертвах Холокоста и появление мемориальной культуры в странах Западной Европы. Память о Холокосте в странах Восточной Европы. Репрезентация Холокоста в кино, театре, литературе и социальных сетях. Современные проблемы мемориализации жертв Холокоста.
  • Концепция исторической культуры
    Историческая культура сквозь призму исследований медиа. Российские медиа в контексте постсоветской исторической политики. Историческое кино между идеологией и ностальгией. История в периодике: СМИ, историческая периодика, исторические спецпроекты.
  • Музеи как места формирования представлений о прошлом
    Генеалогия музея как культурного института. Музеи и власть. Национальная и локальная идентичность. Концепция музеев памяти и ее критика. Способы анализа музейных экспозиций. Аудитории и интерпретация музейного нарратива. Музей и местное сообщество. Музей как инструмент развития территорий.
  • История представлений о культурном наследии в Европе
    Ранние представления о сохранении памятников прошлого. “Культ памятников” в XIX – нач. XX вв., его связь с научным, культурным, политическим контекстом. Концепции всемирного и нематериального культурного наследия и связанные с ними дискуссии.
  • Современные подходы к изучению культурного наследия: heritage studies и critical heritage studies
    Популярная культура как культурное наследие в Европе и России. Participatory heritage: фанатские архивы и коллекции в контексте исследований культурного наследия
  • Digital public history
    В рамках данного раздела будет рассмотрена цифровая публичная история, как влияют цифровые технологии на различные аспекты изучения истории, исторического образования, трансформацию музеев, и какие открывают возможности. Особое внимание будет уделено истории в медиапространстве и разработке цифровых научно-популярных исторических проектов. Кроме того, студенты создадут лонгриды, ориентированные на широкую аудиторию, по мотивам своих курсовых работ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальная работа на семинарах
  • неблокирующий Групповая работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Подготовка лонгрида
    Создать лонгрид (одностраничный сайт с аудиовизуальными и текстовыми материалами в любом конструкторе, например, в Tilda) по материалам эссе , ориентированный на широкую аудиторию, и подготовить посты для социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Instagram).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.18 * Групповая работа на семинарах + 0.18 * Индивидуальная работа на семинарах + 0.4 * Подготовка лонгрида + 0.24 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Digital memory studies : media pasts in transition, Hoskins, A., 2018
  • Film and the Holocaust : new perspectives on dramas, documentaries, and experimental films, Kerner, A., 2011
  • France, film, and the Holocaust : from le genocide to la shoah, Banaji, F., 2012
  • Holocaust impiety in literature, popular music and film, Boswell, M., 2011
  • People and their pasts : public history today, Ashton, P., 2009
  • Public history : a practical guide, Sayer, F., 2015
  • Public History : a textbook of practice, Cauvin, T., 2016
  • Public history and heritage today : people and their pasts, Ashton, P., 2012
  • The Oxford handbook of public history, Gardner, J. B., 2017
  • The public history reader, Kean, H., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Commemorating the Holocaust : the dilemmas of remembrance in France and Italy, Clifford, R., 2013
  • Different voices : women and the Holocaust, Rittner, C., 1993
  • Museums, monuments, and national parks : toward a new genealogy of public history, Meringolo, D. D., 2012