• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Экономическая психология

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Экономисты считают, что люди должны поступать в соответствии с собственными интересами и совершать наиболее оптимальный выбор между альтернативами, который позволит им максимизировать собственную выгоду. Но каждый из нас время от времени ведет себя отнюдь нерационально. Например, мы берем кредит на свадьбу или выполняем какую-то работу бесплатно и даже в ущерб личному времени. Курс экономической психологии приоткрывает завесу над непоследовательностью поступков людей. В рамках курса мы будем анализировать поведение людей в разных экономических ситуациях и объяснять его, применяя социально-психологические теории. Мы поговорим о том, как дети начинают понимать экономический мир; узнаем, почему с ростом дохода человек не становится более счастливым; разберемся в причинах стремления людей к обладанию дорогостоящими вещами. Мы рассмотрим значение работы в жизни каждого из нас и обсудим, почему некоторые люди стремятся открыть свой бизнес, в то время как другие предпочитают работать по найму. Мы узнаем, как люди принимают экономические решения, как ведут себя во время покупки тех или иных вещей, и какое воздействие на наше экономическое поведение оказывает реклама.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов знаний о предмете экономической психологии, основных направлениях экономической психологии, возможностях практического приложения данных экономической психологии;
  • Анализ психолого-экономических ситуаций и взаимодействий;
  • Формирование опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к анализу психолого-экономических ситуаций и взаимодействий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен сравнивать и различать концепции и модели экономической психологии
  • Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию в сфере экономической социализации
  • Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения в сфере монетарного поведения личности.
  • Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации при рассмотрении кейсов о потребительском поведении
  • Способен оценивать и перерабатывать освоенные научные методы оценки психологической эффективности рекламы
  • Способен пользоваться предложенными концепциями, моделями для объяснения психологии потребления предметов первой необходимости и предметов роскоши.
  • Способен анализировать, верифицировать, оценивать информацию о причинах бедности и богатства; понимать установки бедных людей и прогнозировать их поведение
  • Способен анализировать трудовую активность личности (в том числе волонтерскую активность) с помощью известных теорий мотивации, аргументированно объяснять взаимосвязи между мотивацией труда и условиями труда
  • Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования причин безработицы
  • Способен к самостоятельному объяснению уклонению от налогов различных категорий граждан, пониманию психологической мотивации предпринимателя (в том числе и социального предпринимателя).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ТЕМА 1. Введение в экономическую психологию.
    Что такое экономическое поведение? Подходы к изучению экономического поведения. Методы изучения экономической психологии. Психология, экономика и экономическая психология. Структура экономической психологии. Будущее экономической психологии или (Основные перспективы развития экономической психологии)
  • ТЕМА 2. Экономическая социализация.
    Экономическая социализация. Дети и торговля: ребенок как потребитель товаров и услуг. Особенности коммерческой коммуникации с детьми. Дети и деньги: понимание и использование. Дети и сбережения. Как дети понимают экономическую систему в целом.
  • ТЕМА 3. Психология денег и кредитные карты.
    Зачем нужны деньги? Психология пользования деньгами. Экспериментальные исследования с монетами и банкнотами. Деньги с точки зрения психоанализа. Символизм денег. Экономическая антропология и первобытные деньги. Новая психологическая теория денег. Кредитные карты: установки в отношении кредитных карт, особенности использования и последствия.
  • ТЕМА 4. Психология потребительского поведения.
    Основные направления психологического изучения потребителей. Научные подходы к пониманию потребителя: экономический, маркетинговый, психологические подходы. Этапы становления поведения потребителей как научной отрасли знаний. Психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм в понимании и исследовании потребительского поведения. Принятие потребительских решений. Осознание потребности. Поиск информации. Предпокупочная оценка альтернатив. Покупка. Потребление. Послепокупочная оценка продукта. Повторная покупка. Освобождение. Лояльность потребителя. Способы удержания клиентов. Мотивы посещения магазина. Импульсивные покупки. Нерациональные эффекты потребительского поведения.
  • ТЕМА 5. Психология рекламы.
    Психологические основы рекламной коммуникации. Модели влияния рекламы: ступенчатые модели, модель иерархии эффектов, двухпроцессные модели, модель двойного посредника, модель Росситера и Перси. Измерение влияния рекламы. Реклама как средство психологического воздействия: подсознание. Содержательные аспекты рекламы. Этические вопросы в психологии рекламы; манипулирование потребителем.
  • ТЕМА 6. Предметы первой необходимости и предметы роскоши.
    Теоретические основы изучения психологии потребления предметов первой необходимости и предметов роскоши. Собственность и обладание. Исследования повседневных представлений о потребностях, предметах первой необходимости и предметах роскоши. Модель отношений между потребностями/желаниями и предметами первой необходимости/предметами роскоши. Предметы первой необходимости и предметы роскоши: личностные, социальные, исторические и культурные факторы их потребления. Копинг-стратегии: правила экономического сопротивления. Как мы классифицируем вещи на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Перераспределение богатств. Установки в отношении богатых людей. Психоанализ и богатство. Исследования внезапной утраты благосостояния. Этика богатства. Типологии богатых людей. Богатство и счастье. Объяснения причин богатства.
  • ТЕМА 7. Бедность и богатство.
    Бедность в психологической литературе: теория групп меньшинства, функциональный анализ бедности, субкультурная теория бедности. Психологические теории причин бедности. Житейские объяснения причин бедности. Установки в отношении бедных. Поведение бедных.
  • ТЕМА 8. Трудовая мотивация.
    Понятие трудовой мотивации, внешняя и внутренняя мотивация. Теории мотивации: пирамида А. Маслоу, теория справедливости, теория ожиданий, теория постановки целей, Психологические теории оплаты труда. Значение оплаты труда для работника. Системы оплаты труда.
  • ТЕМА 9. Безработица.
    Ранние исследования безработицы. Основные теоретические подходы к безработице. Природа и функциональное значение занятости и безработицы. Стадии ответной реакции на безработицу. Безработица и здоровье. Безработица среди молодежи. Причины безработицы. Безработица среди женщин.
  • ТЕМА 10. Предпринимательская мотивация. Уплата налогов.
    Предпринимательская мотивация в маленьких компаниях. Психологическая мотивация. Психологическое развитие предпринимателя. Экономическая мотивация. Предприниматель в малом бизнесе: социально-экономический профиль. Виды малого бизнеса. Исследование предпринимательской мотивации. Обыденные представления о справедливом распределении благосостояния в обществе. Благотворительность или налогообложение? Уклонение от налогов: модели и способы снижения частоты. Налоговые реформы. Социальный аспект уклонения от налогов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн-тесты
  • неблокирующий Активность на аудиторных занятиях
  • неблокирующий Групповой проект (составление онлайн теста)
  • неблокирующий Написание эссе на выбранную и согласованную с преподавателем тему
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на аудиторных занятиях + 0.3 * Групповой проект (составление онлайн теста) + 0.3 * Написание эссе на выбранную и согласованную с преподавателем тему + 0.2 * Онлайн-тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ares, G., & Varela, P. (2018). Methods in Consumer Research, Volume 2 : Alternative Approaches and Special Applications. Woodhead Publishing.
  • Economic psychology, , 2018
  • Industrial and organizational psychology : research and practice, Spector, P. E., 2003
  • Jun, H.-J., Sacco, P., & Cunningham-Williams, R. M. (2021). Gambling in Emerging Adulthood: the Role of Adolescent Depressive Symptoms, Antisocial Behaviors, and Alcohol Use. International Journal of Mental Health & Addiction, 19(2), 494–507. https://doi.org/10.1007/s11469-019-00087-0
  • Lu, P. X. (2011). Elite China : Luxury Consumer Behavior in China. Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=420758
  • Raaij, W. F. V. (1999). Economic Psychology Between Psychology and Economics: An Introduction. Applied Psychology: An International Review, 48(3), 263–272. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1999.tb00001.x
  • The psychology of money, Furnham, A., 1998
  • Безработица: теория и современная российская практика : (соц.-экон. аспект), Плакся, В. И., 2005
  • Богданов С.В. - Государство и безработица в России: от Российской империи к Российской Федерации - Русайнс - 2020 - 248с. - ISBN: 978-5-4365-1967-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/934863
  • Гуревич П.С. - СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 462с. - ISBN: 978-5-534-02457-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-i-psihologiya-reklamy-414943
  • Дробышева, Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход : монография / Т. В. Дробышева. - Москва : Институт психологии РАН, 2013. - 312 с. - (Перспективы психологии). - ISBN 978-5-9270-0275-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060463
  • Душкина М. Р. - ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В МАРКЕТИНГЕ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 259с. - ISBN: 978-5-534-12786-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-reklamy-i-svyazey-s-obschestvennostyu-v-marketinge-448312
  • Журавлев, А.Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности : монография / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. - Москва : Институт психологии РАН, 2003. - 436 с. - ISBN 5-9270-0038-X. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058424
  • Журавлев, А.Л. Социальная психология российского предпринимательства: концепция психологических отношений : монография / А.Л. Журавлев, В. П. Позняков. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 480 с. - ISBN 978-5-9270-0235-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060375
  • Индустриально-организационная психология : учебник : пер. с англ., Джуэлл Л., 2001
  • Организационная психология : учеб. пособие, Занковский А.Н., 2000
  • Организационная психология : учебник для вузов, Леонова, А. Б., 2014
  • Организационная психология : учебник для вузов, Свенцицкий, А. Л., 2014
  • Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 429 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006052-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/546345
  • Поведение потребителей : учеб. пособие, Алешина И.В., 2000
  • Поведение потребителей, Блэкуэлл, Р. Д., 2007
  • Психология рекламы, Лебедев-Любимов, А. Н., 2006
  • Свенцицкий А. Л. - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 504с. - ISBN: 978-5-9916-3232-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnaya-psihologiya-425235
  • Социальная психология российского предпринимательства : концепция психологических отношений, Журавлев, А. Л., 2012
  • Теория праздного класса, Веблен, Т., 2011
  • Экономическая психология : учеб. пособие для вузов, Дейнека, О. С., 2000
  • Экономическая психология. Социокультурный подход, Андреева И.В., 2000
  • Экономическое самоопределение : теория и эмпирические исследования, Журавлев, А. Л., 2007
  • Эффективность рекламы, Кутлалиев, А., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cadogan, John, et al. Cross-cultural and cross-national consumer research, Emerald Publishing Limited, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=2070198.
  • Elite China : luxury consumer behavior in China, Lu, P. X., 2008
  • Juan Carlos Conesa, & Timothy J. Kehoe. (2017). Gambling for redemption and self-fulfilling debt crises. Economic Theory, (4), 707. https://doi.org/10.1007/s00199-017-1085-5
  • Russell W. Belk. (2017). Qualitative Consumer Research. Emerald Publishing Limited.
  • The new economic mind : the social psychology of economic behaviour, Lewis, A., 1995
  • Warneryd, K.-E. (1999). The Role of Macroeconomic Psychology. Applied Psychology: An International Review, 48(3), 273–296. https://doi.org/10.1080/026999499377484
  • Webley, P. (2001). The Economic Psychology of Everyday Life. Hove: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=536848
  • Влияние социальных медиа на поведение потребителей в индустрии гостеприимства и в туризме, Казаков, С. П., 2016
  • Индустриально-организационная психология : учебник для вузов, Джуэлл, Л., 2001
  • Культура предпринимательства, учебник, 368 с., Томилов, В. В., 2000
  • Психологические теории организации. Психология труда и организационная психология 5 : пер. с нем., Кирхлер Э., Майер-Пести К., 2005
  • Психология предпринимательства : учеб. пособие, Акперов И.Г., Масликова Ж.В., 2003
  • Психология предпринимательства : Учеб. пособие, Завьялова, Е.К., 2004
  • Психология предпринимательства и бизнеса : Учеб. пособие, Щербатых, Ю.В., 2009
  • Психология рекламы : учеб. пособие для вузов, Мокшанцев, Р. И., 2011
  • Психология рекламы: Учебное пособие/Мокшанцев Р. И., Науч. ред. Удальцова М. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Сиб. согл., 2015. - 232 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-16-004777-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429960
  • Психология экономики, Машков В.Н., 2001