• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

История философии

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 136

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассчитан на 3 модуля. В рамках курса рассматриваются философские учения и школы 19 в. и первой половины 20 в. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко-философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. Анализируется специфика Западной цивилизации и ментальности, периоды ее развития, отличие от других культур. Рассмотрена специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке и проблема «модернизации». В курсе анализируются два основных направления современной западной философии: сциентистское (1-ый, 2-ой и 3-ий позитивизм, прагматизм, неокантианство, аналитическая философия, философия науки) и персоналистическое («философия жизни», феноменология, экзистенциализм), их взаимное влияние и оппозиции. Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин в образовательной программе «Философия» по направлению подготовки 47.03.01 Философия, квалификация: бакалавр
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: иметь представление: о содержании философских концепций всех основных представителей немецкой классической философии, проблемном и социокультурном контексте формирования немецкой классической философии
  • Ознакомление обучающихся с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями философии Возрождения, раннего Нового времени и Просвещения
  • Углубленное изучение основных направлений западной философской мысли ХIХ века и первой половины ХХ века
  • Целями освоения раздела «Индийская философия Древности и Средневековья» дисциплины «История философии» является создание целостного представления об индийской философской традиции в ее исторической ретроспективе, включающей раннюю (древнеиндийскую философию) и зрелую (средневековую философию) стадии развития. Для достижения данной цели используются переводы на русский язык санскритских первоисточников и исследования известных философов-индологов
  • Знакомство с основными путями трансляции схоластической терминологии и проблематики в философии раннего Нового времени
  • Знать: авторов, их произведения и доктрины, содержание философских дискуссий рассматриваемого периода, философскую терминологию немецкой классической философии
  • Формирование целостного представления об историко-философском процессе в западном мире ХIХ века и первой половины ХХ века
  • Целями освоения разделов «Философия Античности» и «Философия раннего средневековья» дисциплины «История философии» являются: ознакомление студентов с ранним периодом развития философии (Древняя Греция,Рим); ознакомление студентов с началами христианской философии (патристики); ознакомление с основными проблемами схоластики; обучение основополагающим для европейской культуры понятиям, умение пользоваться философским понятийным инструментарием; рассмотрение метафизических систем, эстетических, этических и политических доктрин античной и средневековой философии; ознакомление слушателей с творчеством великих философов прошлого; раскрытие актуальности великих философских вопросов древности в контексте современного философского дискурса.
  • Обучение критическому осмыслению и анализу ключевых идей и учений западной философии ХIХ века и первой половины ХХ века в широком историко-культурном контексте
  • Понимать: проблематику немецкой классической философии, ее историко-философские предпосылки
  • Развитие навыков критического мышления при чтении источников и историко-философской литературы, знакомство с работами крупнейших современных историков философии
  • Ознакомление со спецификой философии ХIХ века и первой половины ХХ века в сравнении с предшествующими философскими традициями
  • Уметь: читать и комментировать оригинальные философские тексты, анализировать философские проблемы с привлечением концептуального аппарата немецкой классической философии и современной аналитической и интерпретативной литературы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует важность рецепции философии религии, политики и истории Канта в философии XIX - XX вв.
  • Владеет принципами исторического анализа текстов философии Просвещения
  • Владеет терминологией диалектической теории самосознания
  • Владеет терминологией и аргументативным инструментарием формальной этики
  • Владеет терминологией кантовского учения о прекрасном
  • Знает основные персоналии и идеи философских школ эпохи эллинизма
  • Знает основные положения педагогической концепции и философской системы Гербарта
  • Знает основные стратегии критики кантовского трансцендентализма
  • Знает основные элементы политической и гносеологической теории Дж. Локка. Может соотнести позицию Дж. Локка с позицией Р. Декарта
  • Знает основные этапы биографии и творчества И. Канта
  • Знает основные этапы творческой эволюции Гегеля
  • Знает основных представителей и особенности немецкой романтической философии
  • Знает основы гносеологического учения Дж. Беркли. Понимает значение Беркли в развитии идей философов-эмпириков
  • Знает основы учения о познании Д. Юма. Понимает влияние Юма на дальнейшее развитие философии
  • Знает учение о «моральном чувстве» и его значение для философии британского Просвещения. Знает основные подходы к определению человека просветителями.
  • Знает хронологию развития патристики, умеет воспроизвести основные аргументы, идеи; - знает классические доктрины Античности и раннего средневековья; - имеет навыки историко-философского анализа и комментирования первоисточников – текстов античных и средневековых философов; - владеет философской терминологией на греческом и латинском языках и иметь представление об ее эволюции; - умеет анализировать специфику исторического контекста;
  • Знаком с идеями ключевых представителей раннего кантианства
  • Знаком с основными идеями гегелевской натурфилософии
  • Знаком с основными идеями фихтевской теории нравственности и права
  • Знаком с основными этапами философской эволюции Шеллинга
  • Имеет представление о положении философии в гумбольдтовской модели университета
  • Имеет представление о специфике гегелевского толкования логики
  • Имеет представление о специфике диалектики Гегеля
  • Имеет представление о специфике и основных задачах трансцендентальной философии
  • Имеет представление о специфике кантовского учения о вкусе
  • Имеет представление об основных проблемах и трудностях кантовской этики долга
  • Имеет представление об основных темах и разделах гегелевской философии духа
  • Имеет представление об основных характеристиках немецкого Просвещения
  • Имеет представление об основных этапах биографии развития наукоучения Фихте
  • Оценивает значение немецкой классической философии для формирования Гумбольдтовской модели исследовательского университета
  • Понимает значение теории Ньютона для развития философии XVIII в. Знает основные материалистические и атеистические концепции французского Просвещения
  • Понимает значение эпохи Просвещения как для истории философии, так и для истории развития человечества в целом. Знает основных представителей философии эпохи Просвещения
  • Понимает историческое значение кантовского обоснования автономной эстетики
  • Понимает логику кантовской классификации познавательных способностей
  • Понимает логику обоснования возможности спекулятивного познания природы
  • Понимает логику обоснования исторического подхода к исследованию сознания
  • Понимает логику формирования спекулятивного идеализма
  • Понимает причины переосмысления роли истории в философии Просвещения
  • Понимает смысл кантовских аргументов против догматической метафизики
  • Понимает специфику идеалистического обоснования базовых категорий морали и права
  • Понимает специфику способности желания в отличие от способности познания
  • Понимает специфику философии религии, политики и истории Канта и теоретико-познавательный статус этих наук
  • Понимает тексты классического периода древнегреческой философии, умеет воспроизвести основные идеи Сократа, Платона и Аристотеля в изученных текстах
  • Понимает учение Руссо о неравенстве и способах его преодоления. Знает основы педагогической прогарммы Руссо
  • Понимает философскую специфику и исторический контекст позднего творчества Шеллинга
  • Понимает ход начала развития античной философии, знает основные персоналии ранней греческой философии и идеи
  • Студент определяет ключевые проблемы в таких направлениях современной западной философии, как прагматизм, неогегельянство, неореализм и критический реализм, эмпириокритицизм, философия логического анализа и логический позитивизм, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения, проводит их сравнительный анализ
  • Студент определяет ключевые проблемы в философии Брентано, критически анализирует и оценивает предлагаемые им решения
  • Студент определяет ключевые проблемы в философии позднего Витгенштейна, критически анализирует и оценивает предлагаемые им решения
  • Студенты знают источники сведений о первых философах Индии и умеют их идентифицировать по теоретическим критериям
  • Студенты определяют ключевые проблемы в неокантианстве, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в психоанализе, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в романтизме, позитивизме, марксизме, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в феноменологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии европейской 19-20 века, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии жизни, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии Ф. Ницше, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в экзистенциализме, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты ориентируются в основных концептах буддизма и джайнизма, могут их сравнивать по теоретическим критериям
  • Студенты ориентируются в основных концептах вайшешики и ньяи, могут их сравнивать по теоретическим критериям
  • Студенты ориентируются в основных концептах мимансы и веданты, понимают принципиальные отличия индуистского и западноевропейского мировоззрений
  • Студенты понимают специфику философского знания в целом и в Индии, в частности
  • Студенты понимают сходства и различия систем санкхьи и йоги, их место в истории философии Индии
  • Уметь воспроизвести идеи философов рассматриваемого периода, понимать основные понятия изученных школ и традиций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности индийской философской традиции. Дофилософия и предфилософия Индии.
  • Тема 1. Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте.
  • Немецкое Просвещение: общая характеристика и основные особенности
  • Первые философы Индии: адживики и чарваки-локаятики.
  • Тема 2. Формирование основных направлений (романтизм, позитивизм, марксизм)
  • Иммануил Кант. Биография, основные произведения.
  • Тема 3. Философия Ф. Ницше
  • Критика чистого разума Иммануила Канта
  • Тема 4. Философия жизни
  • Критика практического разума и этика Канта.
  • Критика способности суждения и эстетика
  • Тема 5. Психоанализ
  • Философия религии, политическая философия и философия истории Канта
  • Тема 6. Неокантианство
  • Антропология Просвещения
  • Античная философия. Введение. Ранняя греческая философия («досократики»)
  • Кант и немецкий абсолютный идеализм.
  • Тема 7. Феноменология
  • Философия истории эпохи Просвещения
  • Классический век древнегреческой философии
  • Иоганн Готлиб Фихте. Биография и основные произведения.
  • Джайнский субстанциализм против буддийского антисубстанциализма
  • Тема 8. Экзистенциализм
  • Философские школы эпохи эллинизма
  • Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Биография и произведения.
  • Дуализм брахманистских мировоззренческих систем: вайшешики и ньяи.
  • Философия Дж. Локка
  • Философия эпохи Империи
  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
  • Основные идеи санкхьи и йоги
  • Философия Дж. Беркли
  • Тема 9. Прагматизм
  • Неогуманизм и романтизм
  • Понимание человеческого бытия в мимансе и веданте
  • Философия Д. Юма
  • Тема 10. Неогегельянство
  • Патристика
  • Другие важнейшие представители немецкой философии второй половины XVIII- первой трети XIX в.
  • Философия природы французского Просвещения
  • Тема 11. Философия Ф. Брентано и А. Майнонга
  • Университет Гумбольдта.
  • Феномен философии Просвещения
  • Тема 12. Реалистические течения конца XIX – начала ХХ века
  • Философия Ж.-Ж.Руссо
  • Тема 14. Философия логического анализа
  • Тема 15. Логический позитивизм и постпозитивизм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования
  • неблокирующий устный ответ на экзамене по билетам
    Экзамен будет проходить в устном синхронном формате и будет представлять собой беседу с преподавателями по материалам лекций и семинаров за 3-4 модуль. У вас будет один вопрос и при необходимости беседа по дополнительным вопросам. К экзамену будет составлено расписание подключения студентов. К назначенному времени студент заходит по ссылке https://zoom.us/j/421969739, получает вопрос, после чего готовится к ответу или отвечает сразу. После ответа на основной вопрос студенту могут быть заданы дополнительные вопросы по темам, отличным от первого вопроса. Во время экзамена студент обязан включить камеру и микрофон. По окончании ответа преподаватели обсуждают их и принимают решение о выставлении оценки, после чего объявляют её студенту. Либо если преподаватель принимает экзамен один, он выставляет оценку самостоятельно сразу по окончании ответа студента. Порядок действия при возникновении технических проблем: КРАТКОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ У СТУДЕНТА (5 МИНУТ) - студент должен сделать скриншот с временем разрыва и отправить преподавателю на корпоративную почту как только связь будет восстановлена; - преподаватель предоставляет студенту возможность заново дать устный ответ (на тот же или новый вопрос) ДОЛГОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ У СТУДЕНТА (БОЛЕЕ 10 МИНУТ) - студент сообщает в учебный офис и преподавателю о проблеме в течение трёх дней — отправляет скриншот с временем разрыва и описывает ситуацию При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Если у студента возникли технические проблемы на длительное время, то студенту предоставляется возможность повторной сдачи элемента контроля (в случае признания причины отсутствия уважительной учебным офисом). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
    К концу второго модуля студент должен подготовить эссе объемом 15-20 тыс. знаков по одной из тем, указанных в примерном перечне тем рефератов, который приводится в настоящей программе, или по теме, согласованной с преподавателем.
  • блокирует часть оценки/расчета Письменный экзамен
    Письменный экзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов (первый вопрос по теоретической части курса, второй -- по первоисточникам), приведенном в настоящей программе, и длится 90 минут. Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «письменный экзамен», если каждая из полученных им оценок за элементы текущего контроля не ниже 8 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях (3 модуль)
  • неблокирующий реферат (3 модуль)
    К концу третьего модуля студент должен подготовить реферат объемом 15-20 тыс. знаков по одной из тем, указанных в примерном перечне тем рефератов, который приводится в настоящей программе, или по теме, согласованной с преподавателем.
  • блокирующий письменный экзамен (3 модуль)
    Письменный экзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов, приведенном в настоящей программе, и длится 90 минут. Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «письменный экзамен», если каждая из полученных им оценок за элементы текущего контроля не ниже 8 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.
  • неблокирующий оценка за количество и качество подготовленных выступлений на семинарах
  • неблокирующий посещаемость занятий
  • неблокирующий дискуссионная активность на семинаре
  • неблокирующий 2 контрольные работы по терминам
    Преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
  • блокирует часть оценки/расчета Письменный экзамен
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен в устной форме
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзаменационные вопросы
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
    К концу второго модуля студент должен подготовить эссе объемом 15-20 тыс. знаков по одной из тем, указанных в примерном перечне тем рефератов, который приводится в настоящей программе, или по теме, согласованной с преподавателем.
  • блокирует часть оценки/расчета Письменный экзамен
    Письменный экзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов (первый вопрос по теоретической части курса, второй -- по первоисточникам), приведенном в настоящей программе, и длится 90 минут. Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «письменный экзамен», если каждая из полученных им оценок за элементы текущего контроля не ниже 8 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях (3 модуль)
  • неблокирующий реферат (3 модуль)
    К концу третьего модуля студент должен подготовить реферат объемом 15-20 тыс. знаков по одной из тем, указанных в примерном перечне тем рефератов, который приводится в настоящей программе, или по теме, согласованной с преподавателем.
  • блокирующий письменный экзамен (3 модуль)
    Письменный экзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов, приведенном в настоящей программе, и длится 90 минут. Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «письменный экзамен», если каждая из полученных им оценок за элементы текущего контроля не ниже 8 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.
  • неблокирующий оценка за количество и качество подготовленных выступлений на семинарах
  • неблокирующий посещаемость занятий
  • неблокирующий дискуссионная активность на семинаре
  • неблокирующий 2 контрольные работы по терминам
    Преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
  • блокирует часть оценки/расчета Письменный экзамен
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен в устной форме
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзаменационные вопросы
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2018/2019 учебный год 1 модуль
    Отекущ.контроль = 0,4•Одокл + 0,2•Одискус +0,2•Оконтр + 0,2•Опосещ. Итоговая оценка за 1-й раздел курса рассчитывается по формуле: Опромежут.аттест = 0,6 Отекущ.контр. + 0,4•Оэкз
  • 2018/2019 учебный год 2 модуль
    0.2 * оценка за количество и качество подготовленных выступлений на семинарах + 0.2 * посещаемость занятий + 0.3 * 2 контрольные работы по терминам + 0.3 * дискуссионная активность на семинаре
  • 2018/2019 учебный год 4 модуль
    0.4 * дискуссионная активность на семинаре + 0.3 * оценка за количество и качество подготовленных выступлений на семинарах + 0.3 * посещаемость занятий
  • 2019/2020 учебный год 1 модуль
    0.6 * работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования + 0.4 * устный ответ на экзамене по билетам
  • 2019/2020 учебный год 2 модуль
    0.6 * работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования + 0.4 * устный ответ на экзамене по билетам
  • 2019/2020 учебный год 4 модуль
    0.6 * работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования + 0.4 * устный ответ на экзамене по билетам
  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Контрольная работа
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.25 * Активность на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Контрольная работа
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Эссе + 0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Письменный экзамен
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Опромежут.аттест.2 = 0.5*Опромежут.аттест.1 + 0.5*(0.3*Оактивн.3 + 0.3*Ореферат3 +0.4*Описьм.экз.3)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hegel, G. W. F. (1820). Philosophy of Right. McMaster University Archive for the History of Economic Thought. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.hay.hetboo.hegel1820
  • Hegel, G. W. F. (1836). The Philosophy of History. McMaster University Archive for the History of Economic Thought. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.hay.hetboo.hegel1836
  • Hegel, G. W. F., & Inwood, M. J. (2018). Hegel: The Phenomenology of Spirit : Translated with Introduction and Commentary (Vol. First edition). Oxford, United Kingdom: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1708619
  • Immanuel Kant. (2010). Critique of Judgement. [N.p.]: Digireads.com Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1559012
  • Immanuel Kant. (2018). Critique of Pure Reason. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1809086
  • Johann Gottlieb Fichte, & I. H. Fichte. (2018). I. Abth. Zur Theoretische Philosopie II (Vol. Unveränd. Nachdr. [d. Ausg.] Veit, Berlin 1845/46. Reprint 2018). Berlin/Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1949405
  • Kant, I. (1991). Philosophie : was ist Aufklärung? Du : Die Zeitschrift Der Kultur, (11), 115. https://doi.org/10.5169/seals-298622
  • Kant, I. (2014). The Critique of Practical Reason. [N.p.]: Trajectory, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=904991
  • Kuehn, M. (2001). Kant: A Biography. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=761546
  • M. V. C. Jeffreys. (2019). John Locke : Prophet of Common Sense. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2142807
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] / Н.А. Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – Москва : ИФРАН, 2008. – 256 с. – ISBN 978-5-9540-0097-9. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/345573
  • Кант И. ; Пер. Фохт Б. А. - ГРЁЗЫ ДУХОВИДЦА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 220с. - ISBN: 978-5-534-07259-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/grezy-duhovidca-izbrannye-trudy-422786

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bates, D. W. (2018). Enlightenment Aberrations : Error and Revolution in France. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1903395
  • Birgit Sandkaulen. (2019). Jacobis Philosophie : Über den Widerspruch zwischen System und Freiheit. Hamburg: Felix Meiner Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2037136
  • Eric Lehmeier. (2019). Wilhelm von Humboldts Bildungsideal in Zeiten nach Bologna : Die Diskrepanz zwischen dem humboldtschen Bildungsideal und dem gegenwärtigen universitären Bildungswesen (Vol. 1. Auflage). München: GRIN Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2255148
  • Hegel, G. W. F. 1770-1831., Hegel, G. W. F. 1770-1831. D. germanische W., Hegel, G. W. F. 1770-1831. D. griechische und römische W., Hegel, G. W. F. 1770-1831. D. orientalische W., Hegel, G. W. F. 1770-1831. D. V. der G., & Lasson, G. 1862-1932. H. als G. (1917). Philosophie der Weltgeschichte /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9E04157A
  • Hegel, G. W. F., & Georg Wilhelm Friedrich Hegel. (n.d.). [Georg Wilhelm Friedrich] Hegels Schriften zur Politik und Rechtsphilosophie. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3CCCE478
  • Hegel, G. W. F., & Lasson, G. (1921). Grundlinien der philosophie des rechts : mit den von gans redigierten zusatzen aus Hegels vorlesungen. Spain, Europe: Felix Meiner. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AC4D03F6
  • Immanuel Kant. (2014). Kritik der reinen Vernunft / Kritik der praktischen Vernunft. [N.p.]: Nikol. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1673178
  • Kalar, B. (2006). The Demands of Taste in Kant’s Aesthetics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=226955
  • Meier, F. (2009). Die Universität als Akteur : zum institutionellen Wandel der Hochschulorganisation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.644931406
  • Oštarić, L. (2014). Interpreting Schelling : Critical Essays. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=818067
  • Sandkaulen-Bock, B. (1990). Ausgang vom Unbedingten : über den Anfang in der Philosophie Schellings /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.463627066
  • Sandkaulen, B. (n.d.). Grund und Ursache : die Vernunftkritik Jacobis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B1566D51
  • Schulting, D., & Verburgt, J. (2011). Kant’s Idealism : New Interpretations of a Controversial Doctrine. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=371726
  • Shook, J. R., & Margolis, J. (2006). A Companion to Pragmatism. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=147345
  • Wenzel, C. H. (2005). An Introduction to Kant’s Aesthetics : Core Concepts and Problems. Oxford, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=141264
  • Yeum S. J. (2012). Self-knowledge of Reason as a vital phenomenon in Kant’s transcendental dialectic (translated by A. G. Zhavoronkov). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E06FE593
  • Добролюбов, Н. А. Буддизм, его догматы, история и литература. Сочинение В. Васильева. Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири / Н. А. Добролюбов. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 9 с. — ISBN 978-5-507-11557-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/8280 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кант И. ; Пер. Фохт Б. А. - ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-07258-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/edinstvenno-vozmozhnoe-osnovanie-dlya-dokazatelstva-bytiya-boga-izbrannye-trudy-422784
  • Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия: Учебное пособие. - М., 2003. - 247 с. ISBN 5-201-02123-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346589
  • Немецкая классическая философия : учебник для вузов, Кузнецов, В. Н., 2003
  • Под ред. Колесникова А.С. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 384с. - ISBN: 978-5-534-02454-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-xx-veka-sovremennaya-zarubezhnaya-filosofiya-433231