• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Социальная история

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Видничук Анастасия Олеговна, Лавринович Майя Борисовна, Морозов Олег Владимирович, Платонова Наталья Викторовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предназначена для студентов факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Ее цель – познакомить слушателей с предметными полями социальной и новой социальной истории, их подходами, представителями и источниками. Одна из задач дисциплины – показать, что современная историческая наука может быть намного увлекательнее школьных учебников, потому что помимо внутренней и внешней политики государств профессиональные историки изучают такие категории, как тело, детство, цвет, смерть, память, эмоции, запахи и многое другое. Дисциплина читается в 3–4 модулях. Итоговая оценка складывается из оценок за активность на семинарских занятиях, эссе и письменный экзамен. Студенты с накопленной оценкой 7.5 и выше от экзамена освобождаются.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные подходы современной социальной истории, применяемые при анализе различных видов источников разных эпох.
  • Знать спорные вопросы мировой и российской социальной истории.
  • Уметь строить собственные утверждения и подкреплять их доводами и фактами из источников и научной литературы.
  • Уметь задавать исследовательские вопросы историческим источникам и искать на них ответы.
  • Знать основную терминологию и основных представителей социальной и новой социальной истории, пройденных на лекциях и семинарах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать (1) главных представителей истории повседневности и их работы; (2) способы изучения «структур повседневности»; (3) понятийный аппарат историков повседневности;
  • знать (1) источники по изучению истории смерти; (2) подход Ф. Арьеса к изучению смерти и умирания и его современную критику; (3) современных историков смерти, их работы и подходы;
  • знать (1) общие черты истории женщин в политике, образовании, науке и культуре; (2) роль 1968 г. в появлении и развитии гендерных исследований; (3) определения категорий «пол» и «гендер» в социальных науках; (4) основных представителей гендерной истории;
  • знать (1) основные источники по социальной истории войны; (2) современное состояние социальной истории Второй мировой войны в России;
  • знать (1) основные подходы к изучению маргинальности в разные эпохи; (2) общие черты истории маргиналов на Западе и в России;
  • знать (1) основные подходы к определению геноцида и этнической чистки в современных genocide studies; (2) общую характеристику геноцида армян 1915–1923 гг. и Холокоста 1939–1945 гг.; (3) изучение геноцида армян и Холокоста современными историками и компаративную историю геноцидов и этнических чисток во второй половине ХХ в.
  • знать (1) основные положения теории детства, предложенной Ф. Арьесом, и их современную критику; (2) источники по изучению истории детства;
  • знать (1) основные эпистемологические и источниковедческие ограничения при изучении цвета; (2) методы аналитической сборки цвета в работах М. Пастуро;
  • знать (1) основные этапы развития социальной истории; (2) ее представителей и их подходы; (3) главные типы и виды источников;
  • знать (1) основных представителей memory studies и их работы; (2) понятийный аппарат memory studies; (3) способы изучения социальной памяти; (4) механизмы политики памяти в странах ЕС и России;
  • знать (1) понятийный аппарат современных историков империй; (2) виды империй и их характеристики; (3) современный взгляд на империи в социальной истории; (4) изучение «национального вопроса» в континентальных империях; (5) взгляд на империи и колониализм в постколониальной теории;
  • знать (1) способы «аналитической сборки» тела современными историками; (2) основные ракурсы изучения тела: медицина, анатомия, гигиена, сексуальность, эстетика и изобразительное искусство;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое социальная история?
  • Социальное время в истории
  • История повседневности
  • История семьи
  • История детства
  • История смерти
  • История тела
  • История цвета
  • Империи и нации
  • Маргиналы и маргинальность в социальной истории
  • Геноциды в истории: введение в genocide studies
  • Гендерная история
  • Социальная история войны
  • Социальная память: введение в memory studies
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    Итоговая оценка по дисциплине (Оитог) состоит из: (1) накопленной оценки (Онакоп); (2) оценки за экзамен (Оэкзамен). Блокирующих элементов контроля дисциплина не предусматривает. Все три оценки выставляются по 10-балльной шкале. Оитог и Онакоп выражаются в числах, округленных по арифметическим правилам (к большему целому). Оэкзамен может быть только целым числом. Расчет итоговой оценки производится по формуле: Оитог = Онакоп * 60% + Оэкзамен * 40%. Накопленная оценка (Онакоп) складывается из: (1) оценки за устные ответы на семинарах (Осеминары); (2) оценки за эссе (Оэссе). Обе оценки выставляются по 10-балльной шкале. Оценка за семинары округляется до десятых. Оценка за эссе может быть только целым числом. Расчет накопленной оценки производится по формуле: Онакоп = Осеминары * 70% + Оэссе * 30%. Осеминары = оценки за работу на семинарах (общее количество полученных плюсов или среднее арифметическое при числовой оценке за каждый семинар) / количество семинаров на курсе * 10 * 70%. На основе п. 41 «Положения об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ», если Онакоп ≥ 7.5 («отлично») до умножения на весовой коэффициент 60%, то студент освобождается от сдачи экзамена. В таком случае Оитог = Оэкзамен = Онакоп. Если студент получает неудовлетворительную оценку за эссе, то он не может быть освобожден от экзамена. Если студент, освобожденный от экзамена, хочет получить за дисциплину более высокую оценку, она/он имеет право сдать экзамен, но в таком случае оценка может понизиться при слабом ответе на экзамене.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Burke, P. (2013). Social History of Knowledge : From Gutenberg to Diderot. Oxford: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=957023
  • Claus, P., & Marriott, J. (2017). History : An Introduction to Theory, Method and Practice (Vol. Second edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1501409
  • Faust, D. G. (2008). This Republic of Suffering (Vol. 1st ed). New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=723220
  • Figes, O. (2008). Private Life in Stalin’s Russia: Family Narratives, Memory and Oral History. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.65D8ECC3
  • Font Palomar, M. (2018). A history of childhood. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C8F50FB0
  • Foyster, E. A., & Whatley, C. A. (2010). A History of Everyday Life in Scotland 1600 to 1800. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=324958
  • InterDisciplines, B. (2019). Social History - Historical Sociology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7498A8C3
  • Kennedy, D. K. (2018). The Imperial History Wars : Debating the British Empire. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1650563
  • Liu, J. (2018). Who Speaks for the Past? Social Media, Social Memory, and the Production of Historical Knowledge in Contemporary China. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.85C9DE57
  • McCleary, S. (2012). Everything You Need to Know About Studying Gender History. [Newmarket, Ont.]: BrainMass Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=529807
  • Mulholland, J., Montagna, N., & Sanders-McDonagh, E. (2018). Gendering Nationalism : Intersections of Nation, Gender and Sexuality. Cham: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1816290
  • Potter, S. J. (2015). British Imperial History. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1522829
  • Rose, S. O. (2010). What Is Gender History? Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=572578
  • Stahl, D. (2017). Nations and Nationalism (Vol. First edition). London: Macat Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1560822
  • Stevenson, D. (2004). The Great War: An Imperial History. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.98CB06C8
  • Toulalan, S., & Fisher, K. (2013). The Routledge History of Sex and the Body : 1500 to the Present. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=551551
  • Wirtschafter, E. K. (2016). Social Categories in Russian Imperial History. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.17523E1C
  • Yerazak TILEUBERGENOV, Natalia PELEVINA, Baktibek TAUBAEV, & Aleksei VASILIEV. (2019). The Role of Social Memory in Reconstruction of the Historical Past. Social Memory and Historical Past. Astra Salvensis, (12), 67. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.1d85979ae0274020870a9abf48a502d5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A brief history of childhood – as seen on visuals. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.95C78985
  • Behm, A. (2018). Imperial History and the Global Politics of Exclusion : Britain, 1880-1940. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1364171
  • Cinema History as Social History : Retrospect and Prospect. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dspace.library.uu.nl.1874.383233
  • Couto, T. M., Nitschke, R. G., Lopes, R. L. M., Gomes, N. P., & Diniz, N. M. F. (2015). Everyday life of women with a history of domestic violence and abortion / Cotidiano de mulheres com história de violência doméstica e aborto provocado / Cotidiano de mujeres con historia de violencia doméstica y aborto causados. Texto & Contexto - Enfermagem, 24(1), 263–269. https://doi.org/10.1590/0104-07072015003620012
  • Cowan, E. J., & Henderson, L. (2011). A History of Everyday Life in Medieval Scotland, 1000 to 1600. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=386098
  • García, A. M. (2014). Gender History and the History of Women in Higher Education: An Educational Innovation Project. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.80DF8F9E
  • Goldberg, E. (2019). The Social History Of Labor In The Middle East. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2199098
  • Imperial Technology and ‘Native’ Agency : A Social History of Railways in Colonial India, 1850–1920. (2018). Netherlands, Europe: Taylor & Francis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.40A97089
  • Janz, O., & Schönpflug, D. (2014). Gender History in a Transnational Perspective : Networks, Biographies, Gender Orders. New York: Berghahn Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=638364
  • Kaplan, D. H., & Herb, G. H. (2008). Nations and Nationalism: A Global Historical Overview [4 Volumes] : A Global Historical Overview. Santa Barbara, Calif: ABC-CLIO. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=242532
  • Maynes, M. J., & Gabaccia, D. R. (2013). Gender History Across Epistemologies. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=536670
  • Riggs, T. (2015). Histories of Everyday Life in Totalitarian Regimes. Farmington Hills, Mich: Gale, Cengage Learning. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1076321
  • Salkeld, L. (2007, December 14). Dateline 1914: Letter That Tells the Grim Truth about Christmas in the Trenches. Daily Mail, p. 47. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bwh&AN=27940822
  • Spellman, W. M. (2014). A Brief History of Death. London: Reaktion Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=792012