• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Русский человек в XIX - начале ХХ века: между рабством и свободой"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

НИС «Русский человек в XIX – начале ХХ века: между рабством и свободой» должен ознакомить студентов с социальными и антропологическими аспектами таких ключевых проблем русской истории, как всеобщее закрепощение сословий при Петре I, постепенное их «раскрепление» после 1725 г., ликвидация крепостного права в 1861 г. и начало построения правового государства в 1906-1914 гг. Основное внимание уделяется пореформенной эпохе, поскольку весьма неудачный фактический выход огромной страны (не одних только крестьян) из крепостничества породил проблемы, из которых выросла трагедия ХХ века. Этот подход подразумевает анализ, казалось бы, хорошо знакомой студентам проблематики в не вполне привычном ракурсе. Так, в 1861-1905 гг. Россия во многом сознательно де-факто реализовывала антикапиталистическую утопию. Утопию о том, что в индустриальную эпоху, во второй половине XIX в. можно быть «самобытной» великой державой, т.е. влиять на судьбы мира, принципиально отвергая все то, за счет чего конкуренты добились преуспеяния. В связи с этим будет рассмотрен целый ряд вопросов, ответы на которые позволят понять, почему в аграрной стране, где население ежегодно в среднем увеличивается на 1,5 млн человек, интенсификация крестьянского хозяйства стихийно началась спустя треть века после освобождения? Почему правительство десятки лет тормозило колонизацию почти пустой Сибири и эмиграцию из страны? Почему в стране промышленность развивалась так слабо, что была неспособна вызвать отток лишних рабочих рук из деревни, как это было везде в мире? Почему отсчет индустриализации всерьез начинается только с 1887 года? А на что ушла четверть века после 1861-го? На «мучительную перестройку» промышленности, о которой говорят учебники? Наконец, почему в начале ХХ в. Российская империя была единственной мировой державой, которая обходилась без парламента и не подпадала под определение правового государства, где 80% населения не имело права собственности на обрабатываемую землю и свободы передвижения, где не произошла аграрная революция, отсутствовали полная свобода предпринимательства, всеобщее начальное образование и многое другоге. И где крестьян до 60 лет по закону можно было пороть – вплоть до августа 1904 г. Важное место на семинаре занимает изучение феномена социально- расистского восприятия дворянством (а шире – большой частью образованного класса страны вообще) крестьянства, сыгравшего очень важную роль и в конструкции Великой реформы, и в аграрной политике до 1906 г.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - ознакомление студентов с методами антропологического подхода к социально-экономическим проблемам;
  • приобретение знаний о специфике социальной коммуникации до и после 1861 г.;
  • формирование навыков научной дискуссии;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • · Знать особенности нормативной базы Российской империи XIX – начала XX вв.; механизмы взаимодействия власти и общества в XIX – XX вв.
  • · Знать особенности нормативной базы Российской империи XIX – начала XX вв.; принципы функционирования государственного аппарата Российской империи; механизмы взаимодействия власти и общества в XIX – XX вв.
  • · Иметь навыки критического анализа нормативно-правовых актов; сравнительного исследования российских и зарубежных управленческих моделей.
  • · Освоить методы современного политического анализа на материале XIX – начала XX вв.; а также политических и управленческих практик в тесной связи с социальными процессами XIX – начала XX вв.
  • · Уметь анализировать политические реалии XIX - начала XX вв. на категориальном языке современных гуманитарных наук.
  • · Уметь анализировать политические реалии XIX - начала XX вв. на категориальном языке современных гуманитарных наук.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Всеобщее закрепощение сословия
  • Общественная мысль
  • Крестьянская реформа
  • Антикапиталистическая утопия
  • Аграрный сектор
  • Стереотипы и традиционная историография
  • Реформы П.А. Столыпина
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Работа на семинарах + 0.4 * Эссе + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аграрный сектор российской экономики в условиях макроэкономической нестабильности : монография / М.М. Махмудова, А.М. Королева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 133 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5c9338a9e81d92.80249008. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003913
  • Богословский, М. М. Введение подушной подати и крепостное право / М. М. Богословский. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2017. — 10 с. — ISBN 978-5-507-43358-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/95928 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Избранные труды, Струве, П. Б., 2010
  • Маслов П. - Аграрный вопрос в России. Т.2. Кризис крестьянского хозяйства и крестьянское движение - Издательские архивы - 1908 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913703
  • Озеров, И. Х. Атлас диаграмм по экономическим вопросам. Выпуск III. Наше земство / И. Х. Озеров. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2017. — 56 с. — ISBN 978-5-507-43264-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93990 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Под ред. Соловьева К.А. - ИСТОРИЯ РОССИИ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 251с. - ISBN: 978-5-534-02503-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-450401
  • Семеко, Г. (1995). 95.01.001. Бродель Ф. Материальная Цивилизация, Экономика И Капитализм, Xv-Xviii Вв. / Пер. С Фр. Куббеля Л. Е.; Вступ. Ст. И Ред. Афанасьева Ю. Н. - М.: Прогресс, 1992. - Т. 3: Время Мира. - 679 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DD192C2A
  • Чаянов, А. В. Что такое аграрный вопрос? / А. В. Чаянов. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2014. — 29 с. — ISBN 978-5-507-39841-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/50666 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранные труды, Новгородцев, П. И., 2010
  • Кабытов П.С. (2006). П.А. Столыпин В 1906 Году: В Поисках Равнодействующей. Известия Самарского Научного Центра Российской Академии Наук, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16024710
  • МОГИЛЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ИЛЬИЧ, & СОЛОВЬЕВ КИРИЛЛ АНДРЕЕВИЧ. (2009). Столыпинский Проект Преобразования России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8E4B6851
  • Шевчук, А. (2008). Сравнительные Исследования Моделей Капитализма. Часть 1: Современные Классики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A56BDE8A