• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Интеллектуальная история и русская проза 19 века"

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Велижев Михаил Брониславович, Лямина Екатерина Эдуардовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен исследованию не-литературных текстов русских писателей и публицистов: - политических и историософских сочинений («Дневник писателя» Достоевского, «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, записка «О древней и новой России» Карамзина, первое «Философическое письмо» Чаадаева и пр.); - литературно-критических текстов; - источников личного происхождения (мемуары, переписка и пр.). С хронологической точки зрения, мы занимаемся «долгим» XIX веком, который начинается с царствования Екатерины II и продолжается вплоть до революции 1917 г. Особое внимание в рамках НИСа уделяется сравнительным исследовательским сюжетам. Мы убеждены, что изучение русской литературы имперского периода невозможно помыслить без обращения к истории культурных трансферов между «Западом» и «Востоком». Кроме того, нас интересует междисциплинарная история социо-культурных институтов в России XIX столетия – великосветских салонов, интеллектуальных кружков, масонских лож, театра, прессы, двора. В центре нашего внимания находятся особые социальные практики, присущие тому или иному элементу публичной сферы, – «живые картины», музыкальные и театральные опыты дворянских дилетантов, круг чтения – столичного и провинциального, организация профессиональных «юбилеев», путешествия русских дворян по России и Европе, иностранные путешественники в России и пр. Наконец, существенно, что, разделяя «фикциональные» и «не-фикциональные» тексты, мы тем не менее предлагаем рассматривать их в связи друг с другом: так, если мы рассуждаем о Достоевском-публицисте, то нас особо интересует, каким образом опыт Достоевского-литератора сказался на его представлениях об истории России и ее месте в современном ему мире.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основными понятиями и методами интеллектуальной истории;
  • Обретение студентами навыков анализа русской прозы XIX века в рамках курсовой работы и ВКР.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть методами теоретического исследования в области интеллектуальной истории и истории русской прозы XIX века;
  • владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы;
  • владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования;
  • владеть навыками применения основных методов филологического анализа для решения исследовательских задач в области интеллектуальной истории.
  • знать методы филологического исследования в области интеллектуальной истории и истории русской прозы;
  • знать основные события русской интеллектуальной истории и истории русской прозы XIX века (в объеме, соответствующем главной теме курса);
  • знать понятия и категории интеллектуальной истории;
  • уметь пользоваться методикой выбора методологии междисциплинарного исследования;
  • уметь применять методологию интеллектуальной истории при анализе нон-фикциональных текстов, созданных на русском языке в XIX веке;
  • уметь применять методологию, разработанную в рамках истории русской прозы XIX века при анализе художественных текстов;
  • уметь ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по семинару;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Чиновник в XIX веке: основные характеристики социо-культурного паттерна
  • Литература о чиновниках: фикциональные и нон-фикциональные тексты.
  • Обсуждение хода работы над курсовыми проектами и ВКР. Сообщения студентов, дискуссии/
  • Доклады студентов по теме курсовой работы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий доклады
  • неблокирующий работа на семинаре
  • неблокирующий участие в дискуссии
  • неблокирующий эссе
    Эссе по дисциплине является библиографическим и историографическим и сдается в конце 2 модуля. Задача автора эссе – суммировать библиографию и историографию научной проблемы, решению которой посвящена курсовая или выпускная-квалификационная работа студента. Ограничение по объему – не менее 10 тыс. знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * эссе + 0.2 * участие в дискуссии + 0.2 * работа на семинаре + 0.2 * доклады
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Герцен А. И. - БЫЛОЕ И ДУМЫ В 3 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 286с. - ISBN: 978-5-534-06657-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/byloe-i-dumy-v-3-t-tom-1-442101
  • Герцен А. И. - БЫЛОЕ И ДУМЫ В 3 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 458с. - ISBN: 978-5-534-06662-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/byloe-i-dumy-v-3-t-tom-2-442102
  • Герцен А. И. - БЫЛОЕ И ДУМЫ В 3 Т. ТОМ 3 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 393с. - ISBN: 978-5-534-06663-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/byloe-i-dumy-v-3-t-tom-3-442103
  • Гоголь Н. В. - Вечера на хуторе близ Диканьки - Художественная классика - - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901446
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Бедный Жозеф" : жизнь и смерть Иосифа Виельгорского : опыт биографии человека 1830-х годов, Лямина, Е. Э., 1999
  • Бедные люди; Белые ночи; Неточка Незванова: романы; Дядюшкин сон: повесть; Рассказы, Достоевский, Ф. М., 2001
  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
  • Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII - начало XX века, Миронов, Б. Н., 2010
  • Избранные труды, Вацуро, В. Э., 2004
  • О процессе цивилизации. Т.1: Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада, Элиас, Н., 2001
  • О процессе цивилизации. Т.2: Изменения в обществе; Проект теории цивилизации, Элиас, Н., 2001
  • Общество индивидов, Элиас, Н., 2001
  • Письменная культура и общество, Шартье, Р., 2006
  • Сюжет Гоголя : Морфология. Идеология. Контекст, Вайскопф, М. Я., 2002